Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/119

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 110 —

ности — одна изъ обѣихъ силъ, какъ становящаяся возбуждающею, другая же, какъ становящаяся возбуждаемою. Но понятіе силы есть вообще тожество полагающей и предполагающей рефлексіи или рефлектированнаго и непосредственнаго единства, и каждое изъ этихъ опредѣленій — просто лишь моментъ въ единствѣ и тѣмъ самымъ опосредованный черезъ другое. Но равнымъ образомъ ни въ одной изъ находящихся во взаимномъ отношеніи силъ не дано опредѣленія, которая изъ нихъ становится возбуждающею или возбуждаемою, или, правильнѣе сказать, каждой изъ нихъ одинаково присущи оба опредѣленія. Но это тожество есть не внѣшнее тожество сравненія, а нѣкоторое существенное ихъ единство.

А именно, одна изъ силъ опредѣлена ближайшимъ образомъ, какъ возбуждающая, другая же, какъ возбуждаемая; эти опредѣленія формы являются, такимъ образомъ, непосредственными, данными въ себѣ отличеніями обѣихъ силъ. Но они по существу опосредованы. Одна изъ силъ возбуждается; этотъ толчокъ есть нѣкоторое извнѣ положенное въ нее опредѣленіе. Но сила сама есть предполагающее; она по существу есть рефлектирующее себя въ себя и снимающее то опредѣленіе, по коему толчокъ есть нѣчто внѣшнее. Что она возбуждена, это есть поэтому ея собственное дѣйствіе, или, иначе, ею самою опредѣлено, что другая сила есть вообще другая и возбуждающая. Возбуждающая сила относится къ своей другой отрицательно, снимая ея внѣшность, и потому она есть полагающая; но она такова лишь при томъ предположеніи, что ей противоположна нѣкоторая другая сила; т.-е. она сама есть возбуждающая, лишь поскольку въ ней есть нѣкоторая внѣшность, стало быть, поскольку она есть возбуждаемая. Или, иначе, она есть возбуждающая, лишь поскольку она возбуждается къ тому, чтобы быть возбуждающею. Тѣмъ самымъ, наоборотъ, первая становится возбуждаемою, лишь поскольку она сама возбуждается второю возбуждать ее, т.-е. первую. Каждая изъ обѣихъ силъ получаетъ такимъ образомъ, толчокъ отъ другой; но толчокъ, даваемый ею, какъ дѣйствующею, состоитъ въ томъ, что она получаетъ толчокъ отъ другой; получаемый ею толчокъ возбуждается ею самою. То и другое, даваемый и получаемый толчокъ, или дѣятельное обнаруженіе и пассивная внѣшность, суть поэтому не нѣчто непосредственное, но опосредованное, и именно каждая изъ обѣихъ силъ есть тѣмъ самымъ сама та же опредѣленность, какую имѣетъ относительно нея другая, опосредована другою, и это опосредывающее другое есть опять-таки собственное опредѣляющее положеніе первой.

Такимъ образомъ то, что происходитъ толчокъ силы отъ нѣкоторой другой "илы, что первая тѣмъ самымъ хотя и относится пассивно, но вновь переходитъ отъ этой пассивности къ активности, есть возвратъ силы въ себя саму. Она обнаруживаетъ себя. Обнаруженіе есть реакція въ томъ смыслѣ, что оно полагаетъ внѣшность, какъ свой собственный моментъ, и тѣмъ самымъ снимаетъ то, что она возбуждается нѣкоторою другою силою. То и другое есть поэтому одно и то же, какъ то обнаруженіе силы, черезъ которое она сообщаетъ себѣ посредствомъ своего отрицательнаго дѣйствія на саму себя существованіе для другого, такъ и безконечный возвратъ къ себѣ въ этой внѣшности, черезъ


Тот же текст в современной орфографии

ности — одна из обеих сил, как становящаяся возбуждающею, другая же, как становящаяся возбуждаемою. Но понятие силы есть вообще тожество полагающей и предполагающей рефлексии или рефлектированного и непосредственного единства, и каждое из этих определений — просто лишь момент в единстве и тем самым опосредованный через другое. Но равным образом ни в одной из находящихся во взаимном отношении сил не дано определения, которая из них становится возбуждающею или возбуждаемою, или, правильнее сказать, каждой из них одинаково присущи оба определения. Но это тожество есть не внешнее тожество сравнения, а некоторое существенное их единство.

А именно, одна из сил определена ближайшим образом, как возбуждающая, другая же, как возбуждаемая; эти определения формы являются, таким образом, непосредственными, данными в себе отличениями обеих сил. Но они по существу опосредованы. Одна из сил возбуждается; этот толчок есть некоторое извне положенное в нее определение. Но сила сама есть предполагающее; она по существу есть рефлектирующее себя в себя и снимающее то определение, по коему толчок есть нечто внешнее. Что она возбуждена, это есть поэтому её собственное действие, или, иначе, ею самою определено, что другая сила есть вообще другая и возбуждающая. Возбуждающая сила относится к своей другой отрицательно, снимая её внешность, и потому она есть полагающая; но она такова лишь при том предположении, что ей противоположна некоторая другая сила; т. е. она сама есть возбуждающая, лишь поскольку в ней есть некоторая внешность, стало быть, поскольку она есть возбуждаемая. Или, иначе, она есть возбуждающая, лишь поскольку она возбуждается к тому, чтобы быть возбуждающею. Тем самым, наоборот, первая становится возбуждаемою, лишь поскольку она сама возбуждается второю возбуждать ее, т. е. первую. Каждая из обеих сил получает таким образом, толчок от другой; но толчок, даваемый ею, как действующею, состоит в том, что она получает толчок от другой; получаемый ею толчок возбуждается ею самою. То и другое, даваемый и получаемый толчок, или деятельное обнаружение и пассивная внешность, суть поэтому не нечто непосредственное, но опосредованное, и именно каждая из обеих сил есть тем самым сама та же определенность, какую имеет относительно неё другая, опосредована другою, и это опосредывающее другое есть опять-таки собственное определяющее положение первой.

Таким образом то, что происходит толчок силы от некоторой другой "илы, что первая тем самым хотя и относится пассивно, но вновь переходит от этой пассивности к активности, есть возврат силы в себя саму. Она обнаруживает себя. Обнаружение есть реакция в том смысле, что оно полагает внешность, как свой собственный момент, и тем самым снимает то, что она возбуждается некоторою другою силою. То и другое есть поэтому одно и то же, как то обнаружение силы, через которое она сообщает себе посредством своего отрицательного действия на саму себя существование для другого, так и бесконечный возврат к себе в этой внешности, через