Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/11

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 2 —

имѣетъ въ субстанціи свое непосредственное предположеніе, она есть то въ себѣ, что понятіе есть, какъ проявившееся. Діалектическое движеніе субстанціи черезъ причинность и взаимодѣйствіе есть поэтому непосредственный генезисъ понятія, черезъ который изображается становленіе послѣдняго. Но его становленіе, какъ и становленіе вообще, имѣетъ то значеніе, что оно есть рефлексія того, что переходитъ, въ его основаніе, и что то, что ближайшимъ образомъ кажется другимъ, въ которое переходитъ первое, составляетъ истину этого перваго. Такимъ образомъ, понятіе есть истина субстанціи, и такъ какъ опредѣленный способъ отношенія субстанціи есть необходимость, то свобода оказывается истиною необходимости и способомъ отношенія понятія.

Собственное необходимое дальнѣйшее опредѣленіе субстанціи есть положеніе того, что есть въ себѣ и для себя; понятіе же есть то абсолютное единство бытія и рефлексіи, которое есть бытіе въ себѣ и для себя лишь черезъ то, что оно есть равнымъ образомъ рефлексія и положеніе, и что его положеніе есть бытіе въ себѣ и для себя. Этотъ отвлеченный результатъ выясняется черезъ изложеніе его конкретнаго генезиса; онъ содержитъ въ себѣ природу понятія; но онъ долженъ предшествовать разсмотрѣнію послѣдняго. Главные моменты этого изложенія (которые во второй книгѣ объективной логики были разсмотрѣны подробно) должны быть, поэтому, вкратцѣ здѣсь сопоставлены.

Субстанція есть абсолютное, сущее въ себѣ и для себя дѣйствительное: въ себѣ, какъ простое тожество возможности и дѣйстительности, абсолютная, содержащая внутри себя всю дѣйствительность и возможность сущность; для себя — это тожество, какъ абсолютная сила или просто относящаяся къ себѣ отрицательность. Движеніе субстанціальности, положенное черезъ эти моменты, состоитъ въ томъ, что

1. въ субстанціи, какъ абсолютной силѣ или относящейся къ себѣ отрицательности, различается нѣкоторое отношеніе, въ которомъ они (моменты) суть лишь простые моменты, какъ субстанціи или какъ первоначальныя предположенія. Ихъ опредѣленное отношеніе есть отношеніе пассивной субстанціи, — первоначальности простого бытія въ себѣ,, которое, лишенное силы, есть не полагающее само себя, а лишь первоначальное положеніе; и активной субстанцій — относящейся къ себѣ отрицательности, которая, какъ таковая, положила себя, какъ другое, и относится къ этому другому. Это другое и есть именно пассивная субстанція, которая предположила себя, какъ условіе, въ первоначальности ея силы. Это предположеніе должно быть понимаемо такъ, что движеніе самой субстанціи ближайшимъ образомъ совершается подъ формою одного изъ моментовъ ея понятія, бытія въ себѣ, что опредѣленность одной изъ соотносящихся субстанцій есть опредѣленность самого этого отношенія.

2. Второй моментъ есть бытіе для себя или состоитъ въ томъ, что сила полагаетъ себя, какъ относящаяся къ самой себѣ отрицательность, чѣмъ самымъ она вновь снимаетъ предположенное. Активная субстанція есть


Тот же текст в современной орфографии

имеет в субстанции свое непосредственное предположение, она есть то в себе, что понятие есть, как проявившееся. Диалектическое движение субстанции через причинность и взаимодействие есть поэтому непосредственный генезис понятия, через который изображается становление последнего. Но его становление, как и становление вообще, имеет то значение, что оно есть рефлексия того, что переходит, в его основание, и что то, что ближайшим образом кажется другим, в которое переходит первое, составляет истину этого первого. Таким образом, понятие есть истина субстанции, и так как определенный способ отношения субстанции есть необходимость, то свобода оказывается истиною необходимости и способом отношения понятия.

Собственное необходимое дальнейшее определение субстанции есть положение того, что есть в себе и для себя; понятие же есть то абсолютное единство бытия и рефлексии, которое есть бытие в себе и для себя лишь через то, что оно есть равным образом рефлексия и положение, и что его положение есть бытие в себе и для себя. Этот отвлеченный результат выясняется через изложение его конкретного генезиса; он содержит в себе природу понятия; но он должен предшествовать рассмотрению последнего. Главные моменты этого изложения (которые во второй книге объективной логики были рассмотрены подробно) должны быть, поэтому, вкратце здесь сопоставлены.

Субстанция есть абсолютное, сущее в себе и для себя действительное: в себе, как простое тожество возможности и дейстительности, абсолютная, содержащая внутри себя всю действительность и возможность сущность; для себя — это тожество, как абсолютная сила или просто относящаяся к себе отрицательность. Движение субстанциальности, положенное через эти моменты, состоит в том, что

1. в субстанции, как абсолютной силе или относящейся к себе отрицательности, различается некоторое отношение, в котором они (моменты) суть лишь простые моменты, как субстанции или как первоначальные предположения. Их определенное отношение есть отношение пассивной субстанции, — первоначальности простого бытия в себе,, которое, лишенное силы, есть не полагающее само себя, а лишь первоначальное положение; и активной субстанций — относящейся к себе отрицательности, которая, как таковая, положила себя, как другое, и относится к этому другому. Это другое и есть именно пассивная субстанция, которая предположила себя, как условие, в первоначальности её силы. Это предположение должно быть понимаемо так, что движение самой субстанции ближайшим образом совершается под формою одного из моментов её понятия, бытия в себе, что определенность одной из соотносящихся субстанций есть определенность самого этого отношения.

2. Второй момент есть бытие для себя или состоит в том, что сила полагает себя, как относящаяся к самой себе отрицательность, чем самым она вновь снимает предположенное. Активная субстанция есть