Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/135

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 126 —

воположныхъ крайнихъ терминовъ или различеніе сущаго въ себѣ опредѣленнаго понятія отъ его существующей опредѣленности; во второмъ снимается внѣшность реальнаго единства, соединеніе, какъ только нейтральное; ближайшимъ образомъ формальная дѣятельность снимается въ столь же формальныхъ основаніяхъ или безразличныхъ опредѣленностяхъ, внутреннее понятіе которыхъ есть теперь возвратившаяся въ себя, абсолютная дѣятельность, реализующая себя въ ней самой, т.-е. полагающая въ себѣ опредѣленныя различенія и строющая себя черезъ это опосредованіе, какъ реальное единство, — опосредованіе, которое тѣлъ самымъ есть собственное опосредованіе понятія, его самоопредѣленіе и въ виду его рефлексіи въ себя имманентное предположеніе. Третье умозаключеніе, которое, съ одной стороны, есть возстановленіе предшествовавшаго процесса, съ другой, снимаетъ еще остающійся послѣдній моментъ безразличныхъ основаній, — вполнѣ отвлеченную внѣшнюю непосредственность, которая, такимъ образомъ, становится собственнымъ моментомъ опосредованія понятія самимъ собою. Понятіе, которое тѣмъ самымъ сняло всѣ моменты своего объективнаго существованія, какъ внѣшніе, и положило ихъ въ свое простое единство, вслѣдствіе того совершенно освободилось отъ объективной внѣшности, къ коей оно относится, лишь какъ къ несущественной реальности; это объективное свободное понятіе есть цѣль.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА.
Телеологія.

Тамъ, гдѣ воспринимается цѣлесообразность, признается, какъ ея источникъ, разсудокъ, т.-е. для цѣли требуется субъективное, свободное осуществленіе понятія. Телеологія противопоставляется, главнымъ образомъ, механизму, при которомъ положенная въ объектѣ опредѣленность, какъ внѣшняя, по существу есть такая, въ коей не обнаруживается никакого самоопредѣленія. Противоположность саизагиш еійсіепііиш н саизагиз йпаііит, только дѣйствующихъ и конечныхъ причинъ, относится къ тому различенію, къ которому, взятому въ конкретной формѣ, сводится также изслѣдованіе того, слѣдуетъ ли понимать абсолютную сущность міра, какъ слѣпой природный механизмъ иля какъ самоопредѣляющійся по цѣлямъ разсудокъ. Антиномія фатализма вмѣстѣ съ детерминизмомъ и свободы также касается противоположности механизма и телеологіи; ибо свободное есть понятіе въ своемъ осуществленіи.

Прежняя метафизика обращалась съ этими понятіями также, какъ и съ прочими; она отчасти предполагала нѣкоторое представленіе міра и пыталась доказать, что ему соотвѣтствуетъ то или другое изъ этихъ понятій, противоположное же ему неудовлетворительно, такъ какъ изъ послѣдняго онъ необъяснимъ; отчасти же не изслѣдовала при этомъ, какое изъ понятій, механической ли причинности или цѣли, содержитъ истину въ себѣ и для себя. Если это установлено для себя, то пусть объективный міръ представляетъ собою и ме


Тот же текст в современной орфографии

воположных крайних терминов или различение сущего в себе определенного понятия от его существующей определенности; во втором снимается внешность реального единства, соединение, как только нейтральное; ближайшим образом формальная деятельность снимается в столь же формальных основаниях или безразличных определенностях, внутреннее понятие которых есть теперь возвратившаяся в себя, абсолютная деятельность, реализующая себя в ней самой, т. е. полагающая в себе определенные различения и строющая себя через это опосредование, как реальное единство, — опосредование, которое тел самым есть собственное опосредование понятия, его самоопределение и в виду его рефлексии в себя имманентное предположение. Третье умозаключение, которое, с одной стороны, есть восстановление предшествовавшего процесса, с другой, снимает еще остающийся последний момент безразличных оснований, — вполне отвлеченную внешнюю непосредственность, которая, таким образом, становится собственным моментом опосредования понятия самим собою. Понятие, которое тем самым сняло все моменты своего объективного существования, как внешние, и положило их в свое простое единство, вследствие того совершенно освободилось от объективной внешности, к коей оно относится, лишь как к несущественной реальности; это объективное свободное понятие есть цель.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА.
Телеология.

Там, где воспринимается целесообразность, признается, как её источник, рассудок, т. е. для цели требуется субъективное, свободное осуществление понятия. Телеология противопоставляется, главным образом, механизму, при котором положенная в объекте определенность, как внешняя, по существу есть такая, в коей не обнаруживается никакого самоопределения. Противоположность саизагиш еийсиепиииш н саизагиз йпаииит, только действующих и конечных причин, относится к тому различению, к которому, взятому в конкретной форме, сводится также исследование того, следует ли понимать абсолютную сущность мира, как слепой природный механизм иля как самоопределяющийся по целям рассудок. Антиномия фатализма вместе с детерминизмом и свободы также касается противоположности механизма и телеологии; ибо свободное есть понятие в своем осуществлении.

Прежняя метафизика обращалась с этими понятиями также, как и с прочими; она отчасти предполагала некоторое представление мира и пыталась доказать, что ему соответствует то или другое из этих понятий, противоположное же ему неудовлетворительно, так как из последнего он необъясним; отчасти же не исследовала при этом, какое из понятий, механической ли причинности или цели, содержит истину в себе и для себя. Если это установлено для себя, то пусть объективный мир представляет собою и ме