Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/143

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 134 —

В.

Средство.

■ Въ цѣли первое непосредственное положеніе есть вмѣстѣ съ тѣмъ положеніе чего-то внутреннаго, т.-е. опредѣленнаго, какъ положенное, и вмѣстѣ съ тѣмъ предположеніе нѣкотораго объективнаго міра, безразличнаго относительно опредѣленія цѣли. Но субъективность цѣли есть абсолютно отрицательное единство; поэтому ея второе опредѣленіе есть вообще снятіе этого предположенія; это снятіе есть возвратъ внутрь себя, поскольку имъ снимается тотъ моментъ перваго отрицанія, положеніе противоположнаго субъекту отрицательнаго, т.-е. внѣшняго объекта. Но противоположно предположенію или непосредственности опредѣленія, объективному міру, только первое, само непосредственное и потому внѣшнее отрицаніе. Это положеніе есть еще поэтому не сама выполненная цѣль, но лишь ея начало. Такъ опредѣленный объектъ есть пока средство.

Цѣль черезъ средство соединяется съ объективностью и въ послѣдней съ самой собою. Средство есть средній терминъ умозаключенія. Цѣль для своего выполненія нуждается въ нѣкоторомъ средствѣ, такъ какъ она конечна; въ средствѣ, т.-е. въ среднемъ терминѣ, имѣющемъ вмѣстѣ съ тѣмъ относительно самой цѣли видъ чего-то внѣшняго, а относительно ея выполненія — видъ безразличнаго существованія. Абсолютное понятіе имѣетъ въ себѣ самомъ опо-средовавіе такимъ образомъ, что его первое положеніе не есть предположеніе, основнымъ опредѣленіемъ объекта котораго была бы безразличная внѣшность; но міръ, какъ твореніе, имѣетъ лишь форму такой внѣшности, отрицательность и положенность которой составляютъ собственно его основное опредѣленіе. Конечность цѣль состоитъ поэтому въ томъ, что ея опредѣленіе вообще внѣшне себѣ самому и тѣмъ самымъ его первое, какъ мы видѣли, распадается на нѣкоторое положеніе и нѣкоторое предположеніе; поэтому отрицаніе этого опредѣленія есть, съ одной стороны, уже рефлексія въ себя, а съ другой, оно есть скорѣе лишь первое отрицаніе; или, иначе, рефлексія въ себя сама также внѣшня себѣ и есть рефлексія во внѣ.

Средство есть поэтому формальный средній терминъ нѣкотораго формальнаго умозаключенія; оно есть нѣчто внѣшнее относительно крайняго термина субъективной цѣли, равно какъ также въ силу того относительно крайняго термина объективной цѣли; какъ частность въ формальномъ умозаключеніи есть безразличный тейіиз іегтіпиз, мѣсто коего могутъ заступить и другіе. Какъ далѣе послѣдній есть средній терминъ лишь вслѣдствіе того, что онъ относительно одного крайняго термина есть опредѣленность, а относительно другого — общее, и слѣдовательно, его опосредываюшее опредѣленіе есть лишь относительное, черезъ другое, такъ и средство есть опосредывающій средній терминъ, во-первыхъ, лишь потому, что онъ есть нѣкоторый непосредственный объектъ, а, во-вторыхъ, потому, что онъ есть средство въ силу


Тот же текст в современной орфографии

В.

Средство.

■ В цели первое непосредственное положение есть вместе с тем положение чего-то внутренного, т. е. определенного, как положенное, и вместе с тем предположение некоторого объективного мира, безразличного относительно определения цели. Но субъективность цели есть абсолютно отрицательное единство; поэтому её второе определение есть вообще снятие этого предположения; это снятие есть возврат внутрь себя, поскольку им снимается тот момент первого отрицания, положение противоположного субъекту отрицательного, т. е. внешнего объекта. Но противоположно предположению или непосредственности определения, объективному миру, только первое, само непосредственное и потому внешнее отрицание. Это положение есть еще поэтому не сама выполненная цель, но лишь её начало. Так определенный объект есть пока средство.

Цель через средство соединяется с объективностью и в последней с самой собою. Средство есть средний термин умозаключения. Цель для своего выполнения нуждается в некотором средстве, так как она конечна; в средстве, т. е. в среднем термине, имеющем вместе с тем относительно самой цели вид чего-то внешнего, а относительно её выполнения — вид безразличного существования. Абсолютное понятие имеет в себе самом опо-средовавие таким образом, что его первое положение не есть предположение, основным определением объекта которого была бы безразличная внешность; но мир, как творение, имеет лишь форму такой внешности, отрицательность и положенность которой составляют собственно его основное определение. Конечность цель состоит поэтому в том, что её определение вообще внешне себе самому и тем самым его первое, как мы видели, распадается на некоторое положение и некоторое предположение; поэтому отрицание этого определения есть, с одной стороны, уже рефлексия в себя, а с другой, оно есть скорее лишь первое отрицание; или, иначе, рефлексия в себя сама также внешня себе и есть рефлексия во вне.

Средство есть поэтому формальный средний термин некоторого формального умозаключения; оно есть нечто внешнее относительно крайнего термина субъективной цели, равно как также в силу того относительно крайнего термина объективной цели; как частность в формальном умозаключении есть безразличный тейииз иегтипиз, место коего могут заступить и другие. Как далее последний есть средний термин лишь вследствие того, что он относительно одного крайнего термина есть определенность, а относительно другого — общее, и следовательно, его опосредываюшее определение есть лишь относительное, через другое, так и средство есть опосредывающий средний термин, во-первых, лишь потому, что он есть некоторый непосредственный объект, а, во-вторых, потому, что он есть средство в силу