Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/149

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 140 —

преходящее; онъ также выполняетъ свою цѣль не путемъ спокойнаго самосохраняющагося существованія, но лишь поскольку онъ тратится, ибо лишь постольку онъ соотвѣтствуетъ единству понятія, въ коемъ онъ снимаетъ свою внѣшность, т.-е. свою объективность. Домъ, часы могутъ являться цѣлями относительно употребленныхъ для ихъ произведенія орудій; но камни, балки, или колеса, оси и т. п. образующіе собою дѣйствительность цѣли, выполняютъ ее лишь черезъ претерпѣваемое имъ давленіе, черезъ химическіе процессы, происходящіе въ нихъ дѣйствіемъ воздуха, свѣта, воды или черезъ отнятіе послѣднихъ отъ человѣка путемъ тренія и т. п. Они выполняютъ такимъ образомъ свое назначеніе лишь черезъ ихъ употребленіе и использованіе и соотвѣтствуютъ тому, чѣмъ они должны быть, лишь черезъ ихъ отрицаніе. Они не соединены съ цѣлью положительно, такъ какъ они имѣютъ въ пихъ самоопредѣленіе лишь внѣшнимъ образомъ и суть лишь относительныя цѣли или собственно лишь средства.

Эти цѣли, какъ указано, имѣютъ вообще лишь ограниченное содержаніе; ихъ форма есть безконечное самоопредѣленіе понятія, которое черезъ это содержаніе ограничивается, какъ внѣшняя единичность. Ограниченное содержаніе дѣлаетъ эти цѣли не соотвѣтствующими безконечности понятія и нарушаетъ его истину; такая опредѣленность предана становленію и измѣненію и есть нѣчто преходящее уже черезъ причастіе сферѣ необходимости и бытія.

3. Тѣмъ самымъ получается тотъ результатъ, что внѣшняя цѣлесообразность, будучи лишь формою телеологіи, достигаетъ собственно лишь средствъ, а не нѣкоторой объективной цѣли, — такъ какъ субъективная цѣль остается внѣшнимъ субъективнымъ опредѣленіемъ, — или. иначе, поскольку эта цѣль дѣятельна и выполняетъ себя, хотя бы лишь въ видѣ нѣкотораго средства, она еще непосредственно связана съ объективностью, погружена въ нее; она сама есть объектъ, и можно сказать, что цѣль постольку не достигаетъ средства, поскольку послѣднее уже заранѣе требуетъ выполненія цѣли прежде, чѣмъ она осуществится черезъ нѣкоторое средство.

Въ дѣйствительности же результатъ - есть не только нѣкоторое внѣшнее отношеніе цѣли, но его истина, внутреннее отношеніе цѣли и нѣкоторая объективная цѣль. Самостоятельная относительно понятія внѣшность объекта, которая предполагается цѣлью, положена въ этомъ предположеніи, какъ несущественная видимость, а также уже снята въ себѣ и для себя; дѣятельность цѣли есть поэтому собственно лишь изображеніе этой видимости и снятіе ея. Какъ выяснилось чрезъ понятіе, первый объектъ черезъ сообщеніе становится средствомъ, такъ какъ оно есть въ себѣ полнота понятія и его опредѣленность, которая есть не что иное, какъ ея внѣшность, лишь положенная, какъ внѣшнее, несущественное, и потому составляющая въ самой цѣли ея собственный моментъ, а не нѣчто самостоятельное относительно него. Вслѣдствіе того опредѣленіе объекта, какъ средства, совершенно непосредственно. Поэтому субъективная цѣль не нуждается ни въ какомъ насиліи или иномъ усиленіи противъ его, кромѣ усиленія себя самой, чтобы онъ сталъ средствомъ. Рѣшеніе, обнаруженіе, это опредѣленіе себя самого есть лишь положенная внѣшность


Тот же текст в современной орфографии

преходящее; он также выполняет свою цель не путем спокойного самосохраняющегося существования, но лишь поскольку он тратится, ибо лишь постольку он соответствует единству понятия, в коем он снимает свою внешность, т. е. свою объективность. Дом, часы могут являться целями относительно употребленных для их произведения орудий; но камни, балки, или колеса, оси и т. п. образующие собою действительность цели, выполняют ее лишь через претерпеваемое им давление, через химические процессы, происходящие в них действием воздуха, света, воды или через отнятие последних от человека путем трения и т. п. Они выполняют таким образом свое назначение лишь через их употребление и использование и соответствуют тому, чем они должны быть, лишь через их отрицание. Они не соединены с целью положительно, так как они имеют в пих самоопределение лишь внешним образом и суть лишь относительные цели или собственно лишь средства.

Эти цели, как указано, имеют вообще лишь ограниченное содержание; их форма есть бесконечное самоопределение понятия, которое через это содержание ограничивается, как внешняя единичность. Ограниченное содержание делает эти цели не соответствующими бесконечности понятия и нарушает его истину; такая определенность предана становлению и изменению и есть нечто преходящее уже через причастие сфере необходимости и бытия.

3. Тем самым получается тот результат, что внешняя целесообразность, будучи лишь формою телеологии, достигает собственно лишь средств, а не некоторой объективной цели, — так как субъективная цель остается внешним субъективным определением, — или. иначе, поскольку эта цель деятельна и выполняет себя, хотя бы лишь в виде некоторого средства, она еще непосредственно связана с объективностью, погружена в нее; она сама есть объект, и можно сказать, что цель постольку не достигает средства, поскольку последнее уже заранее требует выполнения цели прежде, чем она осуществится через некоторое средство.

В действительности же результат - есть не только некоторое внешнее отношение цели, но его истина, внутреннее отношение цели и некоторая объективная цель. Самостоятельная относительно понятия внешность объекта, которая предполагается целью, положена в этом предположении, как несущественная видимость, а также уже снята в себе и для себя; деятельность цели есть поэтому собственно лишь изображение этой видимости и снятие её. Как выяснилось чрез понятие, первый объект через сообщение становится средством, так как оно есть в себе полнота понятия и его определенность, которая есть не что иное, как её внешность, лишь положенная, как внешнее, несущественное, и потому составляющая в самой цели её собственный момент, а не нечто самостоятельное относительно него. Вследствие того определение объекта, как средства, совершенно непосредственно. Поэтому субъективная цель не нуждается ни в каком насилии или ином усилении против его, кроме усиления себя самой, чтобы он стал средством. Решение, обнаружение, это определение себя самого есть лишь положенная внешность