Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/162

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 153 —

вратъ въ это свое отрицательное единство. Безпокойство и измѣнчивость внѣшней стороны живого есть проявленіе понятія въ немъ, понятія, которое имѣетъ объективность, лишь какъ отрицательность въ себѣ самой, поскольку ед безразличное существованіе обнаруживается, какъ снимающее себя. Такимъ образомъ, понятіе черезъ свое побужденіе производитъ себя такъ, что продуктъ, будучи его сущностью, есть самъ производящее, именно, что онъ есть продуктъ, лишь какъ полагающая себя также отрицательною внѣшность или какъ процессъ произведенія.

3. Только что разсмотрѣнная идея есть понятіе живого субъекта и его процесса; опредѣленія, находящіяся здѣсь во взаимномъ отношеніи, суть относящееся къ себѣ отрицательное единство понятія и объективность, которая есть его средство, но въ которой оно возвратилось въ само себя. Но такъ какъ это суть моменты идеи жизни внутри ея понятія, то они не суть опредѣленные моменты понятія живого недѣлимаго въ его реальности. Его объективность или тѣлесность есть конкретная полнота; ея моменты суть тѣ стороны, изъ коихъ образуется тѣлесность; поэтому, они не суть моменты этой уже черезъ идею образованной жизненности. Тѣлесная же объективность недѣлимаго, какъ таковая, такъ какъ она одушевлена понятіемъ и имѣетъ его своею субстанціею, имѣетъ въ ней такія существенныя отличенія, которыя суть ея опредѣленія, — общность, частность и единичность; тотъ видъ, въ коемъ она различена внѣшнимъ образомъ, раздѣленъ поэтому или разсѣченъ (іпзесішп) сообразно имъ.

Тѣмъ самымъ она есть, во-первыхъ, общность, лишь въ себѣ самомъ совершающееся содроганіе жизненности, чувствительность. Понятіе общности, какъ оно выяснилось выше, есть простая непосредственность, которая есть однако таковая, лишь какъ абсолютная отрицательность въ себѣ. Это понятіе абсолютнаго различенія, поскольку его отрицательность разложилась въ простоту и равна самой себѣ, дана воззрѣнію въ чувствительности. Сна есть бытіе внутри себя, не какъ отвлеченная простота, но какъ безконечная опредѣлимая воспріимчивость, которая въ своей опредѣленности не становится чѣмъ-то многообразнымъ и внѣшнимъ, но просто рефлектирована въ себя. Опредѣленность есть въ этой общности простой принципъ; единичная внѣшняя опредѣленность, т. наз. впечатлѣніе, возвращается изъ своего внѣшняго и многообразнаго опредѣленія въ эту простоту самочувствія. Чувствительность можетъ тѣмъ самымъ быть разсматриваема, какъ существованіе сущей внутри себя души, такъ какъ первая принимаетъ въ себя всю внѣшность, но возвращаетъ ее въ полную простоту равной себѣ общности.

Второе опредѣленіе понятія есть частность, моментъ положеннаго отличенія, раскрытіе отрицательности, которая замкнута въ простомъ самочувствіи или, иначе, есть въ немъ идеализованная, еще не реальная опредѣленность, — раздражительность. Чувство ееть побужденіе въ силу отвлеченности своей отрицательности; оно опредѣляетъ себя; самоопредѣленіе живого есть его сужденіе или обращеніе его въ конечное, вслѣдствіе чего оно относится къ внѣшнему, какъ къ нѣкоторой предположенной объективности, и находится во взаимодѣйствіи съ нею. По своей частности оно есть отчасти видъ на-ряду


Тот же текст в современной орфографии

врат в это свое отрицательное единство. Беспокойство и изменчивость внешней стороны живого есть проявление понятия в нём, понятия, которое имеет объективность, лишь как отрицательность в себе самой, поскольку ед безразличное существование обнаруживается, как снимающее себя. Таким образом, понятие через свое побуждение производит себя так, что продукт, будучи его сущностью, есть сам производящее, именно, что он есть продукт, лишь как полагающая себя также отрицательною внешность или как процесс произведения.

3. Только что рассмотренная идея есть понятие живого субъекта и его процесса; определения, находящиеся здесь во взаимном отношении, суть относящееся к себе отрицательное единство понятия и объективность, которая есть его средство, но в которой оно возвратилось в само себя. Но так как это суть моменты идеи жизни внутри её понятия, то они не суть определенные моменты понятия живого неделимого в его реальности. Его объективность или телесность есть конкретная полнота; её моменты суть те стороны, из коих образуется телесность; поэтому, они не суть моменты этой уже через идею образованной жизненности. Телесная же объективность неделимого, как таковая, так как она одушевлена понятием и имеет его своею субстанциею, имеет в ней такие существенные отличения, которые суть её определения, — общность, частность и единичность; тот вид, в коем она различена внешним образом, разделен поэтому или рассечен (ипзесишп) сообразно им.

Тем самым она есть, во-первых, общность, лишь в себе самом совершающееся содрогание жизненности, чувствительность. Понятие общности, как оно выяснилось выше, есть простая непосредственность, которая есть однако таковая, лишь как абсолютная отрицательность в себе. Это понятие абсолютного различения, поскольку его отрицательность разложилась в простоту и равна самой себе, дана воззрению в чувствительности. Сна есть бытие внутри себя, не как отвлеченная простота, но как бесконечная определимая восприимчивость, которая в своей определенности не становится чем-то многообразным и внешним, но просто рефлектирована в себя. Определенность есть в этой общности простой принцип; единичная внешняя определенность, т. наз. впечатление, возвращается из своего внешнего и многообразного определения в эту простоту самочувствия. Чувствительность может тем самым быть рассматриваема, как существование сущей внутри себя души, так как первая принимает в себя всю внешность, но возвращает ее в полную простоту равной себе общности.

Второе определение понятия есть частность, момент положенного отличения, раскрытие отрицательности, которая замкнута в простом самочувствии или, иначе, есть в нём идеализованная, еще не реальная определенность, — раздражительность. Чувство ееть побуждение в силу отвлеченности своей отрицательности; оно определяет себя; самоопределение живого есть его суждение или обращение его в конечное, вследствие чего оно относится к внешнему, как к некоторой предположенной объективности, и находится во взаимодействии с нею. По своей частности оно есть отчасти вид на-ряду