Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/183

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 174 —

Но такъ какъ отвлеченное тожество, которое одно признаетъ это познаніе за свое, есть по существу тожество различеннаго, то и для послѣдняго это познаніе, какъ таковое, должно быть своимъ, и для субъективнаго понятія также должно положить связь и стать тожественнымъ съ нею.

Ъ. Синтетическое познаніе.

Аналитическое познаніе есть первая посылка всего умозаключенія, — непосредственное отношеніе понятія къ объекту; поэтому тожество есть опредѣленіе, признаваемое этимъ познаніемъ за свое, и это познаніе есть лишь усвоеніе того, что есть. Синтетическое же познаніе направляется къ пониманію того, что есть, т.-е. къ охватыванію многообразія опредѣленій въ его единствѣ. Оно есть поэтому вторая посылка умозаключенія, которое направлено къ приведенію въ отношеніе различнаго, какъ такового. Его цѣль есть такимъ образомъ необходимость вообще. Соединенныя различныя отчасти соединены въ нѣкоторомъ отношеніи, въ коемъ они столь же соотносительны, сколь и взаимно безразличны и самостоятельны; отчасти же связаны въ понятіи, которое есть ихъ простое, но опредѣленное единство. Поскольку же синтетическое познаніе есть ближайшимъ образомъ переходъ отъ отвлеченнаго т.ожества къ отношенію или отъ бытія къ рефлексіи, то то, что понятіе познаетъ въ своемъ предметѣ, не есть абсолютная рефлексія понятія; сообщаемая имъ себѣ реальность есть ближайшая ступень, именно выставляемое тожество различныхъ, какъ таковыхъ, которое поэтому вмѣстѣ съ тѣмъ есть еще внутреннее и только необходимое, а не субъективное, сущее для себя, поэтому еще не понятіе, какъ таковое. Поэтому, хотя синтетическое познаніе имѣетъ своимъ содержаніемъ также и опредѣленія понятія, и хотя объектъ въ нихъ положенъ, но они находятся еще во взаимномъ отношеніи или въ непосредственномъ единствѣ, однако при этомъ не въ томъ, черезъ которое понятіе есть субъектъ.

Отсюда проистекаетъ конечность этого познанія; такъ какъ эта реальная сторона идеи имѣетъ въ немъ тожество, еще какъ внутреннее, то ея опредѣленія еще внѣшни себѣ; такъ какъ она не есть субъективность, то тому своеобразію, которое составляетъ предметъ понятія, еще не хватаетъ единичности, и хотя ему соотвѣтствуетъ въ объектѣ уже не отвлеченная, а опредѣленная форма, т.-е. частное понятіе, но единичное познанія есть еще нѣкоторое данное содержаніе. Поэтому хотя это познаніе превращаетъ объективный міръ въ понятія, но оно сообщаетъ ему лишь соотвѣтствующую опредѣленіямъ понятія форму и должно еще найти объектъ въ его единичности, •опредѣленной опредѣленности; оно само еще не есть опредѣляющее. Равнымъ образомъ оно находитъ предложенія и законы и доказываетъ необходимость, •но необходимость не вещи въ себѣ и для себя самой, а познанія, которое движется въ данныхъ опредѣленіяхъ, въ различеніяхъ явленія и признаетъ для себя единство и отношеніе или изъ явленій — ихъ основаніе.

Теперь должны быть разсмотрѣны ближайшіе моменты синтетическаго познанія.


Тот же текст в современной орфографии

Но так как отвлеченное тожество, которое одно признает это познание за свое, есть по существу тожество различенного, то и для последнего это познание, как таковое, должно быть своим, и для субъективного понятия также должно положить связь и стать тожественным с нею.

Ъ. Синтетическое познание.

Аналитическое познание есть первая посылка всего умозаключения, — непосредственное отношение понятия к объекту; поэтому тожество есть определение, признаваемое этим познанием за свое, и это познание есть лишь усвоение того, что есть. Синтетическое же познание направляется к пониманию того, что есть, т. е. к охватыванию многообразия определений в его единстве. Оно есть поэтому вторая посылка умозаключения, которое направлено к приведению в отношение различного, как такового. Его цель есть таким образом необходимость вообще. Соединенные различные отчасти соединены в некотором отношении, в коем они столь же соотносительны, сколь и взаимно безразличны и самостоятельны; отчасти же связаны в понятии, которое есть их простое, но определенное единство. Поскольку же синтетическое познание есть ближайшим образом переход от отвлеченного т.ожества к отношению или от бытия к рефлексии, то то, что понятие познает в своем предмете, не есть абсолютная рефлексия понятия; сообщаемая им себе реальность есть ближайшая ступень, именно выставляемое тожество различных, как таковых, которое поэтому вместе с тем есть еще внутреннее и только необходимое, а не субъективное, сущее для себя, поэтому еще не понятие, как таковое. Поэтому, хотя синтетическое познание имеет своим содержанием также и определения понятия, и хотя объект в них положен, но они находятся еще во взаимном отношении или в непосредственном единстве, однако при этом не в том, через которое понятие есть субъект.

Отсюда проистекает конечность этого познания; так как эта реальная сторона идеи имеет в нём тожество, еще как внутреннее, то её определения еще внешни себе; так как она не есть субъективность, то тому своеобразию, которое составляет предмет понятия, еще не хватает единичности, и хотя ему соответствует в объекте уже не отвлеченная, а определенная форма, т. е. частное понятие, но единичное познания есть еще некоторое данное содержание. Поэтому хотя это познание превращает объективный мир в понятия, но оно сообщает ему лишь соответствующую определениям понятия форму и должно еще найти объект в его единичности, •определенной определенности; оно само еще не есть определяющее. Равным образом оно находит предложения и законы и доказывает необходимость, •но необходимость не вещи в себе и для себя самой, а познания, которое движется в данных определениях, в различениях явления и признает для себя единство и отношение или из явлений — их основание.

Теперь должны быть рассмотрены ближайшие моменты синтетического познания.