Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/200

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 191 —

тетическихъ фигуръ, направленій и вращеній. Если же потребовать для принятія и оцѣнки гипотезъ выясненія изъ необходимости и понятія, то оказывается невозможнымъ двигаться далѣе начала.

О неправильности приложенія синтетическаго метода къ строго аналитическимъ наукамъ былъ уже поводъ говорить выше. Вольфъ распространилъ это приложеніе на всевозможные роды знаній, отнесенныхъ имъ къ философіи и математикѣ, — знаній, которыя отчасти имѣютъ совершенно аналитическую природу, отчасти же носятъ характеръ совершенно случайный и чисто ремесленный. Контрастъ между такимъ легко усвояемымъ, по природѣ своей неспособнымъ ни къ какой строгой и научной обработкѣ матеріаломъ и натянутыми научными изворотами по поводу его и его внѣшнею оболочкою уже самъ по себѣ показалъ нескладность такого приложенія и лишилъ послѣднее кредита ’). Но вѣры въ пригодность и существенность этого метода для приданія научной строгости философіи это злоупотребленіе имъ не могло уничтожить; примѣръ изложенія Спинозою его философіи еще долго выдавался за образецъ. Однако въ дѣйствительности Кантъ и Якоби опровергли весь способъ дѣйствія прежней метафизики, а съ тѣмъ вмѣстѣ и ея методъ. Кантъ по-своему показалъ относительно содержанія этой метафизики, что черезъ строгое доказательство оно приводитъ къ антиноміямъ, характеръ которыхъ былъ впрочемъ разъясненъ въ соотвѣтствующемъ мѣстѣ; но о самой природѣ этого доказательства, которое связано съ нѣкоторымъ конечнымъ содержаніемъ, онъ не рефлектировалъ; между тѣмъ одно должно падать вмѣстѣ съ другимъ. Въ своихъ Начальныхъ основаніяхъ естествознанія онъ самъ далъ примѣръ обработки нѣкоторой науки, которую онъ такимъ путемъ думалъ сдѣлать философскою, какъ науку рефлексіи и по ея методу. Если Кантъ нападалъ на прежнюю метафизику болѣе съ точки зрѣнія ея содержанія, то Якоби производилъ это нападеніе преимущественно со стороны способа ея доказательствъ; онъ самымъ яснымъ и глубокимъ образомъ выдѣлилъ пунктъ, въ коемъ вся

х) Напр, въ Начальныхъ основаніяхъ строительнаго искусства Вольфа восьмая теорема гласитъ: Окошко должно имѣть такую ширину, чтобы два лица могли удобно лежать на немъ рядомъ.

Доказательство.Ибо часто желаютъ лечь на окошко вмѣстѣ съ другимъ лицомъ, дабы осмотрѣться. А такъ какъ строитель долженъ во всемъ удовлетворять главныя намѣренія хозяевъ строенія (§ 1), то онъ долженъ и окошко сдѣлать настолько широкимъ, чтобы два лица могли удобно лежать на немъ рядомъ. Что и т. д.

Его же Начальныя основанія фортификаціи, вторая теорема: Если непріятель расположился вблизи, и предполагается, что онъ будетъ пытаться освободить крѣпость посредствомъ поданія ей помощи, то вокругъ всей крѣпости должна быть устроена циркумваллаціонная линія.

Доказательство. Циркумваллаціонныя линіи препятствуютъ кому бы то ни было проникать въ лагерь извнѣ (§ 31). Но тѣ, которые желаютъ освободить крѣпость, стремятся проникнуть въ лагерь извнѣ. Поэтому для удержанія ихъ отъ того должна быть вокругъ лагеря устроена циркумваллаціонная линія. Посему если непріятель расположился вблизи, и предполагается, что онъ будетъ пытаться освободить крѣпость посредствомъ поданія ей помощи, то лагерь долженъ быть замкнутъ въ циркумваллаціонныя линіи. Что и т. д.


Тот же текст в современной орфографии

тетических фигур, направлений и вращений. Если же потребовать для принятия и оценки гипотез выяснения из необходимости и понятия, то оказывается невозможным двигаться далее начала.

О неправильности приложения синтетического метода к строго аналитическим наукам был уже повод говорить выше. Вольф распространил это приложение на всевозможные роды знаний, отнесенных им к философии и математике, — знаний, которые отчасти имеют совершенно аналитическую природу, отчасти же носят характер совершенно случайный и чисто ремесленный. Контраст между таким легко усвояемым, по природе своей неспособным ни к какой строгой и научной обработке материалом и натянутыми научными изворотами по поводу его и его внешнею оболочкою уже сам по себе показал нескладность такого приложения и лишил последнее кредита ’). Но веры в пригодность и существенность этого метода для придания научной строгости философии это злоупотребление им не могло уничтожить; пример изложения Спинозою его философии еще долго выдавался за образец. Однако в действительности Кант и Якоби опровергли весь способ действия прежней метафизики, а с тем вместе и её метод. Кант по-своему показал относительно содержания этой метафизики, что через строгое доказательство оно приводит к антиномиям, характер которых был впрочем разъяснен в соответствующем месте; но о самой природе этого доказательства, которое связано с некоторым конечным содержанием, он не рефлектировал; между тем одно должно падать вместе с другим. В своих Начальных основаниях естествознания он сам дал пример обработки некоторой науки, которую он таким путем думал сделать философскою, как науку рефлексии и по её методу. Если Кант нападал на прежнюю метафизику более с точки зрения её содержания, то Якоби производил это нападение преимущественно со стороны способа её доказательств; он самым ясным и глубоким образом выделил пункт, в коем вся

х) Напр, в Начальных основаниях строительного искусства Вольфа восьмая теорема гласит: Окошко должно иметь такую ширину, чтобы два лица могли удобно лежать на нём рядом.

Доказательство.Ибо часто желают лечь на окошко вместе с другим лицом, дабы осмотреться. А так как строитель должен во всём удовлетворять главные намерения хозяев строения (§ 1), то он должен и окошко сделать настолько широким, чтобы два лица могли удобно лежать на нём рядом. Что и т. д.

Его же Начальные основания фортификации, вторая теорема: Если неприятель расположился вблизи, и предполагается, что он будет пытаться освободить крепость посредством подания ей помощи, то вокруг всей крепости должна быть устроена циркумваллационная линия.

Доказательство. Циркумваллационные линии препятствуют кому бы то ни было проникать в лагерь извне (§ 31). Но те, которые желают освободить крепость, стремятся проникнуть в лагерь извне. Поэтому для удержания их от того должна быть вокруг лагеря устроена циркумваллационная линия. Посему если неприятель расположился вблизи, и предполагается, что он будет пытаться освободить крепость посредством подания ей помощи, то лагерь должен быть замкнут в циркумваллационные линии. Что и т. д.