Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/221

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 212 —

есть начало, но вмѣстѣ съ тѣмъ это несовершенство — вообще за необходимое, ибо истина есть лишь вхожденіе къ самой себѣ черезъ отрицательность непосредственности. Нетерпѣніе, которое стремится лишь выйти за опредѣленное, какъ бы послѣднее ни называлось, началомъ, объектомъ, конечнымъ, и въ какой бы формѣ оно ни было вообще принимаемо, и непосредственно оказаться въ абсолютномъ, не имѣетъ передъ собою, какъ познаніе, ничего кромѣ пустого отрицательнаго, отвлеченнаго безконечнаго; или иначе имѣетъ передъ собою лишь абсолютное въ мнѣніи, которое потому только въ мнѣніи, что оно не положено, не понято; понять его можно лишь черезъ опосредованіе познанія, въ коемъ общее, и непосредственное есть моментъ, а самая истина достигается лишь черезъ расширяющееся теченіе (мысли) и въ концѣ. Для субъективной потребности недостаточно знакомства (съ дѣломъ) и связаннаго съ нимъ нетерпѣнія; можно, правда, предпослать нѣкоторый обзоръ цѣлаго, черезъ раздѣленіе его для рефлексіи, которое по способу конечнаго познанія выдѣляетъ изъ общаго частное, какъ нѣчто состоящее налицо и ожидаемое наукою. Но этимъ путемъ мы получаемъ лишь образъ представленія, ибо истинный переходъ отъ общаго къ частному и къ опредѣленному въ себѣ и для себя цѣлому, въ коемъ это первое общее само по своему истинному опредѣленію есть вновь моментъ, чуждъ этому способу раздѣленія и есть лишь опосредованіе самой науки.

Вслѣдствіе вышеуказанной природы метода наука представляется нѣкоторымъ замкнутымъ въ себя кругомъ, въ начало котораго, простое основаніе, возвращается путемъ опосредованія конецъ; при томъ этотъ кругъ есть кругъ изъ круговъ, ибо каждый отдѣльный членъ, какъ одушевленный методомъ, есть рефлексія въ себя, которая, возвращаясь къ началу, вмѣстѣ съ тѣмъ служитъ началомъ нѣкотораго новаго члена. Отрывки этой цѣпи суть отдѣльныя науки, изъ коихъ каждая имѣетъ предыдущее и послѣдующее или, точнѣе — лишь предыдущее, а въ самомъ своемъ заключеніе указываетъ свое послѣдующее.

Такимъ образомъ и логика возвратилась въ абсолютной идеѣ къ тому простому единству, которое есть ея начало; чистая непосредственность бытія, въ которомъ первоначально всякое опредѣленіе кажется угасшимъ или опущеннымъ черезъ отвлеченіе, есть пришедшая черезъ опосредованіе, и именно черезъ снятіе опосредованія, въ соотвѣтствующее ей равенство съ собою идея. Методъ есть чистое понятіе, относящееся только къ самому себѣ; онъ есть поэтому то простое отношеніе къ себѣ, которое есть бытіе. Но онъ есть также наполненное бытіе, понимающее себя понятіе бытія, какъ конкретное, равнымъ образомъ совершенно интенсивная полнота. Въ заключеніе слѣдуетъ объ этой идеѣ упомянуть еще, что въ ней логическая наука во-первыхъ, постигла свое собственное понятіе. Въ бытіи, началѣ ея содержанія, ея понятіе является, какъ нѣкоторое внѣшнее ему знаніе въ субъективной рефлексіи. Въ идеѣ же абсолютнаго знанія понятіе стало ея собственнымъ содержаніемъ. Она сама есть чистое понятіе, имѣющее себя предметомъ, и такъ какъ оно, какъ свой предметъ, протекаетъ полноту своихъ опредѣленій, то оно разви-


Тот же текст в современной орфографии

есть начало, но вместе с тем это несовершенство — вообще за необходимое, ибо истина есть лишь вхождение к самой себе через отрицательность непосредственности. Нетерпение, которое стремится лишь выйти за определенное, как бы последнее ни называлось, началом, объектом, конечным, и в какой бы форме оно ни было вообще принимаемо, и непосредственно оказаться в абсолютном, не имеет перед собою, как познание, ничего кроме пустого отрицательного, отвлеченного бесконечного; или иначе имеет перед собою лишь абсолютное в мнении, которое потому только в мнении, что оно не положено, не понято; понять его можно лишь через опосредование познания, в коем общее, и непосредственное есть момент, а самая истина достигается лишь через расширяющееся течение (мысли) и в конце. Для субъективной потребности недостаточно знакомства (с делом) и связанного с ним нетерпения; можно, правда, предпослать некоторый обзор целого, через разделение его для рефлексии, которое по способу конечного познания выделяет из общего частное, как нечто состоящее налицо и ожидаемое наукою. Но этим путем мы получаем лишь образ представления, ибо истинный переход от общего к частному и к определенному в себе и для себя целому, в коем это первое общее само по своему истинному определению есть вновь момент, чужд этому способу разделения и есть лишь опосредование самой науки.

Вследствие вышеуказанной природы метода наука представляется некоторым замкнутым в себя кругом, в начало которого, простое основание, возвращается путем опосредования конец; при том этот круг есть круг из кругов, ибо каждый отдельный член, как одушевленный методом, есть рефлексия в себя, которая, возвращаясь к началу, вместе с тем служит началом некоторого нового члена. Отрывки этой цепи суть отдельные науки, из коих каждая имеет предыдущее и последующее или, точнее — лишь предыдущее, а в самом своем заключение указывает свое последующее.

Таким образом и логика возвратилась в абсолютной идее к тому простому единству, которое есть её начало; чистая непосредственность бытия, в котором первоначально всякое определение кажется угасшим или опущенным через отвлечение, есть пришедшая через опосредование, и именно через снятие опосредования, в соответствующее ей равенство с собою идея. Метод есть чистое понятие, относящееся только к самому себе; он есть поэтому то простое отношение к себе, которое есть бытие. Но он есть также наполненное бытие, понимающее себя понятие бытия, как конкретное, равным образом совершенно интенсивная полнота. В заключение следует об этой идее упомянуть еще, что в ней логическая наука во-первых, постигла свое собственное понятие. В бытии, начале её содержания, её понятие является, как некоторое внешнее ему знание в субъективной рефлексии. В идее же абсолютного знания понятие стало её собственным содержанием. Она сама есть чистое понятие, имеющее себя предметом, и так как оно, как свой предмет, протекает полноту своих определений, то оно разви-