Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/225

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 216 —

бытіе, пріемля въ себя другое, еще не углубляется внутрь себя, за себя; послѣднее свойственно лишь категоріи сущности (I, 2, 1).

е. При себѣ (Ьеі зісЬ) есть сохраненіе себя въ другомъ, черезъ его развитіе въ понятіи (II, 21).

2. Идеализованное (баз Ібееііе) — тоже, что снятое (см. этотъ терминъ), т.-е. ставшее изъ самостоятельнаго моментомъ другого. Идеализованное должно быть отличаемо отъ идеальнаго (баз Ібеаіе), которое имѣетъ опредѣленное значеніе въ области эстетики (I, 1, 83).

3. Идеализмъ въ философіи есть идеализація или снятіе конечнаго, т.-е. признаніе, что послѣднее есть не самостоятельное, не истинно-сущее, а лишь моментъ послѣдняго (I, 1, 87).

4. Моментъ — см. термины идеализованное и снятое.

5. Непосредственность (біе ІІптіиеІЬагкеіі) и опосредованіе (біе ѴегтіИе1ип&) представляютъ собою чрезвычайно важные философскіе термины, ибо съ ихъ различеніемъ связано двоякое воззрѣніе на самыя основы философскаго познанія. Непосредственность знанія. означаетъ признаніе за истину того, что открывается безъ предварительнаго размышленія, т.-е. на основаніи интуиціи, или опытной, или умственной (умственное воззрѣніе, біе іпіеііесіиеііе АпзсЬаиип^). Опосредованность же знанія предполагаетъ, что въ составѣ истины непремѣнно присутствуетъ мысленный, дискурсивный элементъ. По взгляду Гегеля "нѣтъ ничего, ни въ небѣ, ни въ природѣ, ни въ духѣ, ни гдѣ бы то ни было, чтб не содержало бы вмѣстѣ непосредственности и опосредованія, такъ что эти опредѣленія оказываются нераздѣльными и нераздѣлимыми, и ихъ противоположи ность — мнимою" (1,1,19). Началомъ мысли служитъ непосредственное, результатомъ опосредованное. Такъ какъ истина заключается не въ началѣ, а въ результатѣ, то истина оказывается опосредованною; но съ другой стороны такъ какъ результатъ служитъ вновь началомъ дальнѣйшаго движенія мысли, то самъ результатъ становится непосредственнымъ. Иными словами, непосредственное есть отвлеченность, наполняемая черезъ опосредованіе конкретнымъ содержаніемъ; а это содержаніе, вновь сосредоточенное въ своемъ единствѣ, переходитъ въ отвлеченность, т.-е. въ непосредственность. Такъ началомъ системы служитъ непосредственное, совершенно отвлеченное понятіе бытія; результатомъ ея (не въ логикѣ, а въ философіи духа) служитъ абсолютный духъ, наиконкретнѣйшее изъ понятій, въ коемъ мысль отожествляется съ абсолютнымъ, т.-е. опять-таки съ бытіемъ, и совершивъ такимъ образомъ полный кругъ, снова приходитъ къ первоначальной непосредственности (I, 1, 18 и сл.).

Заслуга Гегеля въ области философіи заключается главнымъ образомъ именно въ правильномъ разрѣшеніи противоположности непосредственнаго и опосредованнаго знанія. Онъ опровергаетъ всякій интуитивизмъ, т.-е. какъ эмпиризмъ, такъ и мистицизмъ, философію вѣры, откровенія, внутренняго усмотрѣнія и т. д.; но вмѣстѣ съ тѣмъ онъ опровергаетъ и превознесеніе разсудка, стремленіе дискурсивно доказать всякую истину. Но


Тот же текст в современной орфографии

бытие, приемля в себя другое, еще не углубляется внутрь себя, за себя; последнее свойственно лишь категории сущности (I, 2, 1).

е. При себе (Ьеи зисЬ) есть сохранение себя в другом, через его развитие в понятии (II, 21).

2. Идеализованное (баз Ибееиие) — тоже, что снятое (см. этот термин), т. е. ставшее из самостоятельного моментом другого. Идеализованное должно быть отличаемо от идеального (баз Ибеаие), которое имеет определенное значение в области эстетики (I, 1, 83).

3. Идеализм в философии есть идеализация или снятие конечного, т. е. признание, что последнее есть не самостоятельное, не истинно-сущее, а лишь момент последнего (I, 1, 87).

4. Момент — см. термины идеализованное и снятое.

5. Непосредственность (бие ІИптииеИЬагкеиі) и опосредование (бие ИегтиИе1ип&) представляют собою чрезвычайно важные философские термины, ибо с их различением связано двоякое воззрение на самые основы философского познания. Непосредственность знания. означает признание за истину того, что открывается без предварительного размышления, т. е. на основании интуиции, или опытной, или умственной (умственное воззрение, бие ипиеииесииеиие АпзсЬаиип^). Опосредованность же знания предполагает, что в составе истины непременно присутствует мысленный, дискурсивный элемент. По взгляду Гегеля "нет ничего, ни в небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, чтб не содержало бы вместе непосредственности и опосредования, так что эти определения оказываются нераздельными и неразделимыми, и их противоположи ность — мнимою" (1,1,19). Началом мысли служит непосредственное, результатом опосредованное. Так как истина заключается не в начале, а в результате, то истина оказывается опосредованною; но с другой стороны так как результат служит вновь началом дальнейшего движения мысли, то сам результат становится непосредственным. Иными словами, непосредственное есть отвлеченность, наполняемая через опосредование конкретным содержанием; а это содержание, вновь сосредоточенное в своем единстве, переходит в отвлеченность, т. е. в непосредственность. Так началом системы служит непосредственное, совершенно отвлеченное понятие бытия; результатом её (не в логике, а в философии духа) служит абсолютный дух, наиконкретнейшее из понятий, в коем мысль отожествляется с абсолютным, т. е. опять-таки с бытием, и совершив таким образом полный круг, снова приходит к первоначальной непосредственности (I, 1, 18 и сл.).

Заслуга Гегеля в области философии заключается главным образом именно в правильном разрешении противоположности непосредственного и опосредованного знания. Он опровергает всякий интуитивизм, т. е. как эмпиризм, так и мистицизм, философию веры, откровения, внутреннего усмотрения и т. д.; но вместе с тем он опровергает и превознесение рассудка, стремление дискурсивно доказать всякую истину. Но