Страница:Дарвин - О происхождении видов, 1864.djvu/148

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


Гл. V.125
ЗАКОНЫ ИЗМѢНЧИВОСТИ.

что, при изученіи этого порядка, я постоянно имѣлъ въ виду замѣтку мистера Уатергоуза и убѣдился, что правило, высказанное мною, постоянно оправдывается усоногими раками. Въ будущемъ моемъ сочиненіи я сообщу списокъ самыхъ замѣчательныхъ примѣровъ; тутъ я приведу лишь одинъ, какъ поясненіе правила въ самомъ широкомъ его приложеніи. Крышечныя створки сидячихъ усоногихъ раковъ (Баланидовъ) — органы во всѣхъ отношеніяхъ очень важные, и они очень сходны, даже въ разныхъ родахъ. Но въ отдѣльныхъ видахъ одного рода (Pyrgoma) эти створки представляютъ удивительное разнообразіе; соотвѣтствующія створки разныхъ видовъ подчасъ имѣютъ совершенно различную форму, и степень измѣнчивости въ предѣлахъ каждаго вида такъ велика, что мы можемъ сказать безъ преувеличенія, что разновидности болѣе разнятся между собою въ признакахъ этихъ важныхъ створокъ, чѣмъ виды другихъ родовъ.

Такъ-какъ птицы въ предѣлахъ одной и той-же страны замѣчательно мало измѣнчивы, я обратилъ на нихъ особенное вниманіе, и мое правило кажется мнѣ вполнѣ приложимымъ къ этому классу. Я не могъ убѣдиться въ его приложимости къ растеніямъ, и это сильно поколебало-бы мое убѣжденіе въ основательности этого правила, еслибы чрезвычайная измѣнчивость растеній не затрудняла такъ значительно сравненія степеней этой измѣнчивости.

Когда какая-либо часть или органъ развиты въ какомъ-либо видѣ въ необычайной степени, мы естественно заключаемъ, что эта часть очень важна для вида; тѣмъ не менѣе она въ этомъ случаѣ очень подвержена измѣненіямъ. Какъ это объяснить? Если считать каждый видъ сотвореннымъ отдѣльно, со всѣми его органами въ настоящемъ ихъ видѣ, я не вижу возможности объясненія. Но предполагая, что группы видовъ произошли отъ другихъ видовъ и видоизмѣнялись путемъ естественнаго подбора, мы, какъ кажется, можемъ добиться нѣкотораго свѣта. У нашихъ домашнихъ животныхъ, если какой-либо органъ, или все животное, оставляется безъ вниманія, не подвергается тщательному подбору, эта часть (напримѣръ, гребень у доркингскихъ куръ) или вся порода лишается своего однообразнаго характера. Такая порода будетъ считаться выродившеюся. Органы зачаточные и тѣ, которые лишь мало были приспособлены къ какому-либо отдѣльному отправленію, и, быть можетъ, полиморфическія группы представляютъ намъ подобный естественный примѣръ; ибо въ такихъ случаяхъ естественный подборъ не пришелъ или не можетъ придти въ полное дѣйствіе, и слѣдовательно организація остается въ колеблящемся состояніи. Но, что̀ для насъ важнѣе, тѣ черты въ

Тот же текст в современной орфографии

что при изучении этого порядка я постоянно имел в виду заметку мистера Уатергоуза и убедился, что правило, высказанное мною, постоянно оправдывается усоногими раками. В будущем моем сочинении я сообщу список самых замечательных примеров; тут я приведу лишь один, как пояснение правила в самом широком его приложении. Крышечные створки сидячих усоногих раков (Баланидов) — органы во всех отношениях очень важные, и они очень сходны даже в разных родах. Но в отдельных видах одного рода (Pyrgoma) эти створки представляют удивительное разнообразие; соответствующие створки разных видов подчас имеют совершенно различную форму, и степень изменчивости в пределах каждого вида так велика, что мы можем сказать без преувеличения, что разновидности более разнятся между собою в признаках этих важных створок, чем виды других родов.

Так как птицы в пределах одной и той же страны замечательно мало изменчивы, я обратил на них особенное внимание, и мое правило кажется мне вполне приложимым к этому классу. Я не мог убедиться в его приложимости к растениям, и это сильно поколебало бы мое убеждение в основательности этого правила, если бы чрезвычайная изменчивость растений не затрудняла так значительно сравнения степеней этой изменчивости.

Когда какая-либо часть или орган развиты в каком-либо виде в необычайной степени, мы, естественно, заключаем, что эта часть очень важна для вида; тем не менее она в этом случае очень подвержена изменениям. Как это объяснить? Если считать каждый вид сотворенным отдельно со всеми его органами в настоящем их виде, я не вижу возможности объяснения. Но предполагая, что группы видов произошли от других видов и видоизменялись путем естественного подбора, мы, как кажется, можем добиться некоторого света. У наших домашних животных, если какой-либо орган или все животное оставляется без внимания, не подвергается тщательному подбору, эта часть (например, гребень у доркингских кур) или вся порода лишается своего однообразного характера. Такая порода будет считаться выродившеюся. Органы зачаточные и те, которые лишь мало были приспособлены к какому-либо отдельному отправлению, и, быть может, полиморфические группы представляют нам подобный естественный пример; ибо в таких случаях естественный подбор не пришел или не может прийти в полное действие, и, следовательно, организация остается в колеблющемся состоянии. Но, что для нас важнее, те черты в