Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Август.djvu/691

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
693
Воспоминание V-го Вселенского Собора

Собор, согласно пожеланию императорского указа, приступил к рассмотрению сочинений Феодорита Кирского, написанных для содействия несторианству в борьбе с Православием. Собор признал заслуживающими особого порицания следующие сочинения Феодорита: 1) разбор двенадцати анафематизмов Кирилла, в котором несторианские воззрения Феодорита нашли открытое выражение, как видно, например, из следующего места: «Бог — Слово не родился от Девы естеством, зачавшись и образовавшись, и с того времени получивши начало существования, но Образовавший себе храм в девической утробе был вместе с образованным и рожденным. Поэтому и святую Деву называем Богородицей не потому, что Она родила Бога по естеству, но потому, что Она родила человека, соединенного с Богом, Который образовал его»; 2) некоторые послания, где Феодорит поносил незаслуженными укоризнами защитника правой веры святаго Кирилла Александрийского. В числе их прочитано было на Соборе и то послание Феодорита, которое им написано было вслед за смертью святаго Кирилла: послание это полно насмешек и издевательств над почившим великим святителем[1]; 3) послание Феодорита к Андрею, епископу Самосатскому, полное ужасных хулений на III Вселенский Собор, — православные епископы Собора представляются в нём злодеями, державшиеся же несторианской ереси — как страдальцы за невинную веру[2]; 4) Послание Феодорита к Несторию после III Вселенского Собора, из которого видно, что Феодорит оставался другом и


  1. «Наконец поздно и насилу умер злой человек, — говорилось в Послании. — Ибо добрые и благодетельные люди переселяются туда прежде времени, а злые живут долго. А его несчастного (Кирилла) Правитель наших душ не оставил подобно другим более наслаждаться тем, что кажется увеселительным, но, зная злобу сего мужа ежедневно возраставшую и вредившую телу Церкви, отрезал как бы какую-нибудь язву и отъял поношение от сынов Израиля. Отшествие его обрадовало оставшихся в живых, но опечалило, быть может, умерших. Надобно позаботиться приказать обществу носильщиков умерших положить какой-нибудь величайший и тяжелейший камень на гробницу, чтобы он опять сюда не пришел и снова не стал доказывать нетвердые мнения. Я радуюсь и услаждаюсь, видя общество церковное освобожденным от такого рода заразы. Бог видит и не презрел: Он положил узду на его уста и удила на его губы и возвратил в землю, из которой он взят».
  2. «Опять, — пишет, между прочим, Феодорит из Ефеса, где в то время заседал III Вселенский Собор, — безумствует Египет (т. е. св. Кирилл) против Бога, воюет с Моисеем и Аароном и слугами его (т. е. с Несторием и его сторонниками), и весьма большая часть Израиля соглашается с противниками. Здравомыслящих же (т. е. разделяющих еретичество Нестория), которые подъемлют добровольно труд за благочестие, чрезвычайно мало. Поругано достопочтенное благочестие».