Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Март.djvu/729

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
731
Страсти Христовы

Кресты были положены на землю[1]. Присужденные к казни раздеты и пригвождены к перекладинам. Во время этих ужасных пыток Иисус произнес такие слова:

— Отче, прости им, ибо не знают, что делают![2]

Затем кресты были приподняты и установлены в заранее приготовленные ямы[3]. Крест Иисуса стоял посередине и возвышался над двумя другими. Над Его головой была прибита доска, намазанная белым гипсом; на ней была сделана черными буквами надпись на трех языках — латинском, греческом и иудейском:

«Царь Иудейский!»

Это была смертельная обида, нанесенная Пилатом иудейским иерархам, язвительная и унижающая насмешка над гордостью покоренного народа. Священники бесились от злобы. Они послали к Пилату:

— Не пиши, — просили они, — царь Иудейский, но что Он говорил: «Я — царь Иудейский».


    много черепов и костей казненных там. По церковному преданию, на этом самом месте был погребен Адам.

  1. О распятии см. в Еванг. от: Матф., гл. 27, ст. 33—56; Марк., гл. 15, ст. 22—41; Лук., гл. 23, ст. 33—49; Иоан., гл. 19, ст. 18—30.
  2. Это — первое из семи слов Господа со Креста. Он просит у Отца Своего прощения всем Своим врагам, всему человечеству, во искупление которого Он распинается. Римские солдаты — язычники с Пилатом во главе действительно не знали, что распинаемый ими есть Спаситель мира — Сын Божий. Иудеи, особенно начальники их, имели все средства знать, что Иисус есть Мессия, но они не веровали в Него и были ослеплены до такой степени, что не думали, что распинают Мессию. Вот почему Ап. Петр в речи своей к иудеям говорил им прямо, что они и начальники их распяли Господа по неведению (Деян. 3, 17), и Ап. Павел говорит, что если бы они знали, то не распяли бы Господа Славы (1 Кор., 2, 8). Неведение, однако, не оправдывает их преступления, ибо они имели средства знать.
  3. Жертвоприношение Голгофское совершено на кресте, по толкованию св. отцов, для того, чтобы явить миру широту и долготу и глубину и высоту любви Христовой (Ефес. 3, 18). Всё, что совершилось на Древе Крестном, было «врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к Древу Жизни, от которого удалил нас плод Древа Познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Для сего древо за древо, руки за руку — руки мужественно простертые за руку невоздержно простертую, руки пригвожденные за руку своевольную, руки совокупляющие воедино концы мира за руку извергшую Адама. Для сего вознесение на Крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть, тьма для света, погребение за возвращение в землю» (Григорий Богослов). Таким образом, «как грех вошел в мир посредством плода древесного, так и спасение — посредством древа крестного» (Афанасий Великий). Высотою креста Апостол означает пренебесное, глубиною — преисподнее, а долготою и широтою — пределы того, что находится среди оных. Св. Василий Великий видит в четверочастном составе креста указание на четыре страны света и говорит, что предпочтена крестная смерть для того, чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста.