Страница:Записки Алексея Петровича Ермолова (1863).djvu/34

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

предлежавшій, отдалялъ ее на долгое время отъ содѣйствія прочимъ арміямъ, и передовыя ея войска едва приближались къ Днѣстру.

Изъ Полоцка государь отправился въ Москву, сопровождаемый графомъ Аракчеевымъ, министромъ полиціи Балашевымъ и государственнымъ секретаремъ Шишковымъ. При немъ были генералъ-адъютантъ князь Трубецкой и флигель-адъютантъ Чернышевъ; всѣ прочіе лицу государя принадлежащіе чиновники остались при арміи. Остался и г. Фуль, съ горькимъ въ сердцѣ чувствомъ, что онъ уже не столько необходимъ государю, съ отчаяніемъ въ душѣ, что лагерь при Дриссѣ остался безполезнымъ и что нашлись дерзнувшіе усмотрѣть его недостатки. Ни рабъ-почитатель его, флигель-адъютантъ полковникъ Вольцогенъ, ни генералъ-адъютантъ графъ Ожаровскій, имъ въ ремесѣл военномъ просвѣщаемый, не проповѣдывали уже его славы. Давно ли удивлялись мудрымъ предложеніямъ его продолжать отступленіе за Волгу и даже до степей Сибири: и нынѣ не внемлютъ болѣе благодѣтельнымъ его о Россіи попеченіямъ[1]. Судьба каз-

  1. Средство отступленія, единственное въ положеніи нашемъ, и безъ мудрыхъ разсужденій г. Фуля слишкомъ хорошо истолковано было превосходствомъ силъ непріятельскихъ.