Страница:Записки княгини Дашковой (Дашкова-Чечулин, 1907).pdf/77

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



— Вотъ княгиня Дашкова! Кто бы могъ подумать, что я буду обязана царскимъ вѣнцомъ молодой дочери графа Романа Воронцова!

Современные французскіе писатели, лишающіе насъ утѣшенія и пользы отъ изученія исторіи, тѣмъ что нагромождаютъ цѣлый ворохъ лжи, увѣряютъ, что я интриговала противъ Петра III вмѣстѣ съ графомъ Бестужевымъ. Между тѣмъ онъ былъ сосланъ, когда мнѣ не было и 14 лѣтъ. Онъ былъ врагомъ моего дяди, такъ что я видѣла его всего одинъ разъ и то издали. Меня поразило его умное лицо и тонкое фальшивое выраженіе; я спросила, кто это такой, и такимъ только образомъ узнала его имя.

Фельдмаршалъ Минихъ и Лестокъ — послѣдняго я часто видала въ дѣтствѣ въ домѣ моего дяди, которому онъ былъ близокъ — казались мнѣ живыми мемуарами; въ ихъ разсказахъ я почерпала знаніе человѣческаго сердца, представлявшагося мнѣ раньше въ розовомъ свѣтѣ. Минихъ былъ почтенный старецъ; у него были внучки (дочери его сына) старше меня и онъ полюбилъ меня. Его просвѣщенный умъ, твердость его характера и утонченно вѣжливое обращеніе, свойственное стариннымъ вельможамъ (рѣзко отличавшимся отъ нѣкоторыхъ нашихъ заговорщиковъ) дѣлали изъ него очень пріятнаго и интереснаго собесѣдника. Эта картина, поражая быстрыми появленіями новыхъ лицъ и ихъ противуположностями, заставляла меня размышлять и укрѣпляла мой умъ.

Вскорѣ прибыло другое лицо, которое, можетъ быть невольно и даже само того не подозрѣвая, сдѣлалось источникомъ первыхъ испытанныхъ мной жгучихъ огорченій, противъ которыхъ безсильно мужество, свойственное женщинамъ. То была первая камеристка императрицы, въ бытность ея великой княгиней. Она была сослана одновременно съ графомъ Бестужевымъ и, какъ говорятъ, была въ дружескихъ отношеніяхъ съ моей матерью. Она была дворянскаго происхожденія и отличалась большимъ природнымъ умомъ; ею воспользовались, какъ орудіемъ, что-