Страница:Записки княгини Дашковой (Дашкова-Чечулин, 1907).pdf/43

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


сказать, что мнѣ главнымъ образомъ нужны были одна или двѣ рубашки, пока прачка не принесетъ бѣлье, находившееся у нея во время кражи; сестра немедленно прислала ихъ мнѣ. Я упоминаю объ этомъ маленькомъ несчастіи потому, что я по этому случаю въ первый разъ почувствовала нужду, что̀ мнѣ пришлось испытать не разъ въ теченіе моей послѣдующей жизни. Къ тому же мнѣ тяжело было занимать деньги и этимъ увеличивать долги моего мужа.

Императоръ ничуть не измѣнился со времени своего воцаренія. По поводу мира съ прусскимъ королемъ онъ выражалъ прямо неприличную радостъ и рѣшилъ отпраздновать это событіе большимъ параднымъ обѣдомъ, къ которому были приглашены особы первыхъ трехъ классовъ и иностранные министры.

Императрица заняла свое мѣсто посреди стола; но Петръ III сѣлъ на противоположномъ концѣ рядомъ съ прусскимъ министромъ. Онъ предложилъ подъ громъ пушечныхъ выстрѣловъ съ крѣпости выпить за здоровье императорской фамиліи, его величества, короля Пруссіи, и за заключеніе мира. Императрица начала съ тоста за императорскую фамилію. Тогда Петръ III послалъ дежурнаго генералъ-адъютанта Гудовича, стоявшаго за его стуломъ, спросить императрицу, почему она не встала съ мѣста, когда пила за здоровье императорской фамиліи. Императрица отвѣтила, что такъ какъ императорская фамилія состоитъ изъ его величества, его сына и ея самой, она не предполагала, что ей нужно было встать. Гудовичъ сообщилъ ея отвѣтъ императору; тотъ велѣлъ ему передать государынѣ, что она «дура» и что ей слѣдовало бы знать, что къ императорской фамиліи принадлежатъ и оба его дяди, гольштинскіе принцы; опасаясь, однако, что Гудовичъ не передастъ императрицѣ его словъ, онъ самъ сказалъ ихъ ей громко на весь столъ. Императрица залилась слезами и, желая разсѣять свои тягостныя мысли, попросила дежурнаго камергера, графа Строганова, моего родственника,