Страница:Записки княгини Дашковой (Дашкова-Чечулин, 1907).pdf/64

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


дупредить вышеозначенное событіе, ей слѣдовало бы немедля этимъ заняться. Ея величество подозвала Теплова и приказала ему написать два экземпляра указа и отдать его двумъ лицамъ, которые, получивъ предписаніе, какъ имъ поступать, должны были стать у устьевъ двухъ рѣкъ, по которымъ можно было бы пріѣхать въ столицу. Императрица, все предвидѣвшая, назвала меня присутствовавшимъ сенаторамъ, не узнавшимъ меня, и объяснила имъ, что, благодаря моей горячей дружбѣ, я подумала объ одномъ важномъ обстоятельствѣ, ускользнувшемъ отъ ея вниманія. Эти почтенные отцы отечества какъ одинъ человѣкъ встали со своихъ стульевъ и поклонились мнѣ[1].

Вскорѣ засѣданіе кончилось. Императрица отдала приказанія, необходимыя для охраны столицы, мы сѣли на коней и поѣхали во главѣ двѣнадцатитысячнаго войска, не считая добровольцевъ, съ каждой минутой увеличивавшихся въ числѣ.

Вслѣдствіе того, что войска были на ногахъ ужъ болѣе двѣнадцати часовъ, мы сдѣлали трехчасовой привалъ въ десяти верстахъ отъ города, въ Красномъ Кабакѣ. Мы сами нуждались въ отдыхѣ. Я почти не спала послѣднія двѣ недѣли, и хотя не могла заснуть и въ данную минуту, но для меня было величайшимъ наслажденіемъ просто протянуться на постели. Въ этомъ скверномъ домикѣ, представлявшемъ изъ себя плохонькій кабакъ, была только одна широкая кровать. Ея величество рѣшила, что мы отдохнемъ на ней вдвоемъ не раздѣваясь. Постель не

  1. Въ мундирѣ я была похожа на пятнадцатилѣтняго мальчика и и имъ, конечно, казалось страннымъ, что такой молодой гвардейскій офицеръ, котораго они къ тому же никогда и не видали, могъ войти въ это святилище и говорить на ухо ея величеству. Замѣчу, кстати, что то былъ прежній мундиръ преображенцевъ, который они носили со временъ Петра I вплоть до царствованія Петра III, замѣнившаго его мундиромъ прусскаго образца. Странно, что какъ только императрица пріѣхала въ Петербургъ, солдаты сбросили свои новые мундиры и переодѣлись въ старые, отыскавъ ихъ Богъ вѣсть какъ и гдѣ.