Страница:Записки княгини Дашковой (Дашкова-Чечулин, 1907).pdf/69

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Затѣмъ она меня попросила поддержать ее противъ Орлова, который, какъ она говорила, настаивалъ на увольненіи его отъ службы.

— Подумайте, какую я выказала бы неблагодарность, если бы согласилась исполнить его желаніе.

Мой отвѣтъ былъ вовсе не таковъ, какого она желала бы. Я сказала, что теперь она имѣетъ возможность вознаградить его всевозможными способами, не принуждая его оставаться на службѣ. Съ той минуты я поняла, что Орловъ былъ ея любовникомъ, и съ грустью предвидѣла, что она не съумѣетъ этого скрыть.

Послѣ обѣда и отъѣзда Петра III мы отбыли изъ Петергофа и остановились на нѣсколько часовъ на дачѣ князя Куракина. Мы легли съ императрицей вдвоемъ на единственную постель, которая нашлась въ домѣ. Затѣмъ мы остановились въ Екатерингофѣ, гдѣ насъ встрѣтила безчисленная толпа народа, поджидавшаго насъ, чтобы стать на нашу сторону въ случаѣ сраженія между нашими войсками и голштинцами, пользовавшимися всеобщею ненавистью.

Въѣздъ нашъ въ Петербургъ невозможно описать. Улицы были запружены ликующимъ народомъ, благословлявшимъ насъ; кто не могъ выйдти — смотрѣлъ изъ оконъ. Звонъ колоколовъ, священники въ облаченіи на паперти каждой церкви, полковая музыка — производили неописуемое впечатлѣніе. Я была счастлива, что революція завершилась безъ пролитія и капли крови; желаніе поскорѣй увидѣть моего отца, дядю и дочь, множество чувствъ, обуревавшихъ меня, неимовѣрное физическое напряженіе, которое я испытала въ восемнадцать лѣтъ при моемъ слабомъ здоровья и необычайной впечатлительности, все это повергало меня въ лихорадку, которая не позволяла мнѣ ни видѣть, ни слышать, ни тѣмъ болѣе наблюдать происходившее вокругъ меня.

Пріѣхавъ въ Лѣтній дворецъ, я не дала императрицѣ войти въ свои аппартаменты и тутъ же въ сѣняхъ попросила у нея позволенія пересѣсть въ ея дорожную ка-