Страница:Институции Гая (1891).djvu/316

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
[III. 44.
270

ставалось патрону, так как женщина не может иметь своих наследников; и таким образом не было наследника, который по гражданскому праву мог бы устранить патрона от наследственного имущества вольноотпущенницы, умершей без завещания.

44Но так как впоследствии закон Папия, освобождая от опеки патронов вольноотпущенниц, когда у них было четверо детей, дозволял им таким образом составлять завещания даже без соизволения опекуна, то он также постановил, что патрону следует доля, пропорциональная количеству тех детей, которых вольноотпущенница имела в момент своей смерти, стало быть, патрону следовала пятая часть из наследственного имущества той вольноотпущенницы, которая оставила после себя 4-х детей, всех живых, и не более; если некоторые
§ 44. Ср. Ulp. 29, 2. 3. supra 1, 194.
примириться с редакциею: aut ipsi ex testamento, si heres factus erat, deferebatur hereditas. Во-вторых, в словах: si auctor ei factus non erat, et intestata liberta moriebatur, мы находим противоречие. Если опекун не утвердил аавещания, то во всяком случае завещательное распоряжение было составлено, и Гай не мог сказать et intestata liberta moriebatur. Поэтому мы предлагаем поправку: si vero auctor ei factus non erat aut intestata liberta moriebatur. Тогда предусмотрены все случаи, в которых могло иметь место ограничение прав патрона в наследственном имуществе вольноотпущенниц. I. Завещание было составлено, а) cum auctoritate, b) sine auctoritate tutoris. II. Завещания не имеется. Поэтому в конце Гай справедливо мог сказать: nec enim ullus olim alius jure civili heres erat, qui posset patronum a bonis libertae intestatae repellere.