Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/28

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Законы, управляющіе жизнью общества и видоизмѣняющіе его въ сторону прогресса и регресса, здоровья или болѣзни, вытекаютъ изъ его физической природы, т. е. расоваго и племеннаго состава, территоріи, имъ занимаемой, и ея климата, затѣмъ—изъ его соціальнаго устройства, религіи, степени образованія, состоянія экономическаго и многихъ другихъ условій, изъ совокупнаго взаимодѣйствія которыхъ образуется то, что соціологи называютъ эволюціей или жизнедѣятельностью.

По теоріи общественной физики, всѣ эти силы, дѣйствующія на развитіе жизни человѣческой или—что то же самое—обусловливающія ея эволюцію, бываютъ двоякія; однѣ—созидательныя, нормальныя, другія—нарушающія (по термину Кетле), анормальныя или отрицательныя по отношенію къ системѣ общества, крѣпости и росту его организаціи.

Въ области собственно нравственной эти два фактора выражаются разобщенными, взаимно сталкивающимися дѣйствіями эгоизма и альтруизма, не приведенныхъ къ соглашенію и равновѣсію. Уровень нравственности опредѣляется именно степенью этого компромисса или равновѣсія между эгоизмомъ и альтруизмомъ, т. е., между видовымъ стремленіемъ личности къ достиженію довольства и счастья, и родовымъ, болѣе высшимъ требованіемъ соціальнаго блага, въ интересѣ всего рода. Достигнуть полной гармоніи этихъ двухъ основныхъ стимуловъ жизни человѣческой, найти для нихъ равнодѣйствующую—значило бы дойти до идеала нравственности. Пока стремленіе къ достиженію этой гармоніи составляетъ сущность всякой нравственной системы, о степени совершенства которой мы судимъ по тому, насколько она приблизилась къ помянутой гармоніи.

Къ сожалѣнію, въ настоящій моментъ человѣческія общества, и наше въ томъ числѣ, слишкомъ далеки еще отъ выше


Тот же текст в современной орфографии

Законы, управляющие жизнью общества и видоизменяющие его в сторону прогресса и регресса, здоровья или болезни, вытекают из его физической природы, т. е. расового и племенного состава, территории, им занимаемой, и её климата, затем — из его социального устройства, религии, степени образования, состояния экономического и многих других условий, из совокупного взаимодействия которых образуется то, что социологи называют эволюцией или жизнедеятельностью.

По теории общественной физики, все эти силы, действующие на развитие жизни человеческой или — что то же самое — обусловливающие её эволюцию, бывают двоякие; одни — созидательные, нормальные, другие — нарушающие (по термину Кетле), анормальные или отрицательные по отношению к системе общества, крепости и росту его организации.

В области собственно нравственной эти два фактора выражаются разобщенными, взаимно сталкивающимися действиями эгоизма и альтруизма, не приведенных к соглашению и равновесию. Уровень нравственности определяется именно степенью этого компромисса или равновесия между эгоизмом и альтруизмом, т. е., между видовым стремлением личности к достижению довольства и счастья, и родовым, более высшим требованием социального блага, в интересе всего рода. Достигнуть полной гармонии этих двух основных стимулов жизни человеческой, найти для них равнодействующую — значило бы дойти до идеала нравственности. Пока стремление к достижению этой гармонии составляет сущность всякой нравственной системы, о степени совершенства которой мы судим по тому, насколько она приблизилась к помянутой гармонии.

К сожалению, в настоящий момент человеческие общества, и наше в том числе, слишком далеки еще от выше