Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/110

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

обладаніе и начавшая вытѣснять звонкую монету, причинила много неудобствъ въ торговлѣ и вызвала много жалобъ конгрессу, то послѣдній разрѣшилъ въ 1790 г. основаніе національнаго банка. Это учрежденіе подъ названіемъ „Банкъ Соединенныхъ Штатовъ“ и съ капиталомъ въ 10,000,000 долларовъ, изъ которыхъ центральное правительство дало 2,000,000, открыло свои дѣйствія въ 1794 г. Въ 1809 концессія долженствовала быть возобновлена и капиталъ — быть возвышенъ до 3,000,000. Концессія эта, однако же, не была утверждена вслѣдствіе сопротивленія отдѣльныхъ штатовъ и національный банкъ снова прекратилъ свое существованіе.

Банки эти выплачивали значительные дивиденды; кромѣ того, за періодъ ихъ существованія было замѣчено значительное повышеніе недвижимой собственности, вслѣдствіе ли того, что они оживленіемъ торговли дѣйствительно подняли цѣну поземельной собственности, или же потому, что черезмѣрный выпускъ бумажныхъ денегъ вызвалъ искусственное вздорожанье. Все это возбудило алчность значительной части населенія отдѣльныхъ штатовъ, такъ что въ короткое время возникло громадное число ассигнаціонныхъ банковъ и къ первому января 1811 г. ихъ насчитывалось, кромѣ національнаго банка, 88. Такъ какъ каждая войная поглощаетъ значительное количество денегъ и, кромѣ того, много серебряныхъ долларовъ было отвлечено торговлею въ Индію и Китай, то ассигнаціонные банки начали злоупотреблять выпускомъ своихъ бумажныхъ денегъ; они, казалось, принимали свои станки для печатанья ассигнацій за золотыя ро́зсыпи и такъ какъ они, съ цѣлью пристроить создаваемыя ими новыя бумажныя цѣнности, очень сговорчиво и щедро расточали кредитъ, выдавая безъ всякихъ затрудненій значительныя ссуды нетолько купцамъ и фабрикантамъ, но и сельскимъ хозяевамъ и ремесленникамъ [1], то имъ удалось вскорѣ

  1. Трудно понять, что́ хочетъ сказать авторъ этимъ «не только купцамъ и фабрикантамъ, но и сельскимъ хозяевамъ и ремесленникамъ». По смыслу фразы выходитъ, какъ будто кредитъ, который ограничился бы только купцами и фабрикантами, представлялъ бы болѣе гарантій прочности, чѣмъ тотъ, который обезпечивался земледѣльческою производительностью сельскихъ хозяевъ и трудомъ ремесленниковъ. Но вся книга автора блистательно доказываетъ, насколько спекуляціи торговыхъ людей и фабрикантовъ могутъ сами по себѣ считаться дѣломъ болѣе солиднымъ, чѣмъ спекуляціи всякихъ другихъ искателей легкой, быстрой и нетрудовой наживы. Тутъ дѣло въ самомъ духѣ своекорыстія и наживы; пока этотъ духъ царитъ съ своимъ неизмѣннымъ девизомъ «après moi le déluge» и пока онъ, проникая собою всѣ отправленія производительной дѣятельности человѣчества, вытѣсняетъ изъ нихъ всякія соображенія нравственности и болѣе возвышенные стимулы дѣятельности, рѣшительно безразлично изъ какихъ спеціальныхъ своекорыстій будутъ слагаться конечные результаты его дѣятельности. Спекулянтъ-фермеръ или ремесленникъ не лучше и не хуже спекулянта фабриканта или купца. Прим. перев.
Тот же текст в современной орфографии

обладание и начавшая вытеснять звонкую монету, причинила много неудобств в торговле и вызвала много жалоб конгрессу, то последний разрешил в 1790 году основание национального банка. Это учреждение, под названием «Банк Соединенных Штатов» и с капиталом в 10 000 000 долларов, из которых центральное правительство дало 2 000 000, открыло свои действия в 1794 году. В 1809 концессия долженствовала быть возобновлена и капитал — быть возвышен до 3 000 000. Концессия эта однако же не была утверждена вследствие сопротивления отдельных штатов и национальный банк снова прекратил свое существование.

Банки эти выплачивали значительные дивиденды; кроме того, за период их существования было замечено значительное повышение недвижимой собственности, вследствие ли того, что они оживлением торговли действительно подняли цену поземельной собственности, или же потому, что чрезмерный выпуск бумажных денег вызвал искусственное вздорожание. Все это возбудило алчность значительной части населения отдельных штатов, так что в короткое время возникло громадное число ассигнационных банков и к первому января 1811 года их насчитывалось, кроме национального банка, восемьдесят восемь. Так как каждая война поглощает значительное количество денег и, кроме того, много серебряных долларов было отвлечено торговлею в Индию и Китай, то ассигнационные банки начали злоупотреблять выпуском своих бумажных денег; они, казалось, принимали свои станки для печатания ассигнаций за золотые россыпи, и так как они с целью пристроить создаваемые ими новые бумажные ценности очень сговорчиво и щедро расточали кредит, выдавая без всяких затруднений значительные ссуды не только купцам и фабрикантам, но и сельским хозяевам и ремесленникам [1], то им удалось вскоре

  1. Трудно понять, что хочет сказать автор этим «не только купцам и фабрикантам, но и сельским хозяевам и ремесленникам». По смыслу фразы выходит, как будто кредит, который ограничился бы только купцами и фабрикантами, представлял бы более гарантий прочности, чем тот, который обеспечивался земледельческою производительностью сельских хозяев и трудом ремесленников. Но вся книга автора блистательно доказывает, насколько спекуляции торговых людей и фабрикантов могут сами по себе считаться делом более солидным, чем спекуляции всяких других искателей легкой, быстрой и нетрудовой наживы. Тут дело в самом духе своекорыстия и наживы; пока этот дух царит с своим неизменным девизом après moi le déluge и пока он, проникая собою все отправления производительной деятельности человечества, вытесняет из них всякие соображения нравственности и более возвышенные стимулы деятельности, решительно безразлично, из каких специальных своекорыстий будут слагаться конечные результаты его деятельности. Спекулянт-фермер или ремесленник не лучше и не хуже спекулянта-фабриканта или купца. Примечание переводчика.