Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/121

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

благосостоянію старой. Она много способствовала поддержанію доступности государственныхъ земель для эмигрантовъ по цѣнамъ, назначеннымъ отъ правительства, между тѣмъ какъ прежде прибывающіе пересенленцы вынуждены были перекупать эти земли у спекулянтовъ, платя вдвое и втрое противъ первой ихъ стоимости.

Весною 1836 г. банкъ Соединенныхъ Штатовъ окончилъ, послѣ семилѣтней борьбы съ президентомъ Джексономъ и его приверженцами, свое существованіе какъ государственное учрежденіе. Усиліямъ директора этого банка, г. Бидля, которому акціонеры послѣдняго общаго собранія вотировали за энергическое отстаиваніе ихъ интересовъ серебряный сервизъ, удалось продолжить существованіе банка какъ частнаго учрежденія, съ сохраненіемъ всего его имущества и того же числа акціонеровъ, за исключеніемъ правительственныхъ паевъ. Устроилъ онъ это, добившись, посредствомъ пожертвованія въ 10,000,000 долларовъ, употребеніе которыхъ покрыто таинственнымъ мракомъ, спеціальной концессіи отъ штата Пенсильваніи.

О сущности этого маневра мы получаемъ ясное понятіе изъ отчета государственнаго секретаря казначейства (т. е., американскаго министра финансовъ въ Вашингтонѣ) и изъ прощальнаго посланія президента Джексона. Дѣло въ томъ, что банкомъ не была произведена уплата государственныхъ бумагъ, положенныхъ въ это учрежденіе правительствомъ; банкъ не далъ даже увѣдомленія о томъ, когда отъ него можно ожидать этой уплаты, не взирая на то, что правительство обращалось къ нему съ требованіемъ взнести по этому счету часть соотвѣтствующую общему положенію его дѣлъ. Равнымъ образомъ, не взирая на повторенное требованіе дать отчетъ о положеніи своихъ дѣлъ, на принятіе котораго статсъ-секретарь былъ уполномоченъ, банкъ не далъ этого отчета.

Исполнительная власть, такимъ образомъ, была вынуждена удостовѣриться въ положеніи дѣлъ банка инымъ путемъ и принять мѣры къ обратному полученію довѣренныхъ банку цѣнностей. Факты, открывшіеся о тогдашнемъ состояніи банка, а также хозяйничанье съ капиталомъ Соединенныхъ штатовъ, ввѣреннымъ банку, были такого рода, что президентъ въ своемъ посланіи счелъ нужнымъ обратить самое серьезное вниманіе конгресса на это дѣло. Срокъ концессіи банка Соединенныхъ Штатовъ истекалъ третьяго марта 1838 года, и съ этого дня онъ утрачивалъ всякія права, кромѣ исчисленныхъ въ параграфѣ 21-мъ его статута. Въ этомъ параграфѣ говорится, что банкъ, со дня истеченія срока своей концессіи, имѣетъ право „дѣйствовать отъ своего имени и въ качествѣ корпораціи лишь для заключенія и ликвидаціи своихъ дѣлъ и счетовъ и для распоряженія реальнымъ, личнымъ и смѣшаннымъ имуществомъ, какое въ немъ окажется; но при этомъ онъ отнюдь не долженъ пользоваться этимъ правомъ для какихъ либо другихъ цѣлей или какимъ либо инымъ образомъ и не можетъ продолжать пользованіе имъ болѣе, чѣмъ на два года по истеченіи сказаннаго

Тот же текст в современной орфографии

благосостоянию старой. Она много способствовала поддержанию доступности государственных земель для эмигрантов по ценам, назначенным от правительства, между тем как прежде прибывающие переселенцы вынуждены были перекупать эти земли у спекулянтов, платя вдвое и втрое против первой их стоимости.

Весною 1836 года Банк Соединенных Штатов окончил после семилетней борьбы с президентом Джексоном и его приверженцами свое существование как государственное учреждение. Усилиям директора этого банка, господина Биддла, которому акционеры последнего общего собрания вотировали за энергическое отстаивание их интересов серебряный сервиз, удалось продолжить существование банка как частного учреждения с сохранением всего его имущества и того же числа акционеров, за исключением правительственных паев. Устроил он это, добившись, посредством пожертвования в 10 000 000 долларов, употребление которых покрыто таинственным мраком, специальной концессии от штата Пенсильвания.

О сущности этого маневра мы получаем ясное понятие из отчета государственного секретаря казначейства (то есть американского министра финансов в Вашингтоне) и из прощального послания президента Джексона. Дело в том, что банком не была произведена уплата государственных бумаг, положенных в это учреждение правительством; банк не дал даже уведомления о том, когда от него можно ожидать этой уплаты, невзирая на то, что правительство обращалось к нему с требованием внести по этому счету часть, соответствующую общему положению его дел. Равным образом, невзирая на повторенное требование дать отчет о положении своих дел, на принятие которого статс-секретарь был уполномочен, банк не дал этого отчета.

Исполнительная власть, таким образом, была вынуждена удостовериться в положении дел банка иным путем и принять меры к обратному получению доверенных банку ценностей. Факты, открывшиеся о тогдашнем состоянии банка, а также хозяйничанье с капиталом Соединенных Штатов, вверенным банку, были такого рода, что президент в своем послании счел нужным обратить самое серьезное внимание конгресса на это дело. Срок концессии Банка Соединенных Штатов истекал третьего марта 1838 года, и с этого дня он утрачивал всякие права, кроме перечисленных в параграфе двадцать первом его статута. В этом параграфе говорится, что банк со дня истечения срока своей концессии имеет право «действовать от своего имени и в качестве корпорации лишь для заключения и ликвидации своих дел и счетов и для распоряжения реальным, личным и смешанным имуществом, какое в нем окажется; но при этом он отнюдь не должен пользоваться этим правом для каких-либо других целей или каким-либо иным образом и не может продолжать пользование им более, чем на два года по истечении сказанного