Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/149

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

ствіями, спасъ много другихъ учрежденій этого рода. Въ тоже время напали на слѣдъ злоупотребленій, которыя были пущены въ ходъ банкомъ Соединенныхъ Штатовъ и другими американскими фирмами для привлеченія къ себѣ звонкой монеты. А именно, когда англійскій банкъ возвысилъ свой дисконтъ и сдѣлалъ ссуды вексельнымъ маклерамъ съ цѣлью облегчить имъ дисконтированье торговыхъ бумагъ, то со всѣхъ сторонъ стала стекаться огромная масса американскихъ бумагъ, и къ общему изумленію оказалось, что шесть лондонскихъ фирмъ и одна ливерпульская промышляли вексельными спекуляціями въ обширныхъ размѣрахъ и выдали ссудъ за счетъ американцевъ не менѣе, какъ на 15—16 милліоновъ, между тѣмъ, какъ собственный ихъ капиталъ для покрытія лежавшихъ на нихъ обязательствъ едва составлялъ одну шестую этой суммы. Дирекція банка дала знать своимъ агентамъ въ Ливерпулѣ, чтобы они векселя нѣкоторыхъ американскихъ фирмъ не принимали вовсе къ учету. Послѣ того, какъ имена этихъ фирмъ, вслѣдствіе нескромности, сдѣлались извѣстны, кредитъ ихъ пошатнулся, и три изъ нихъ, векселя которыхъ, находившіеся въ обращеніи, простирались на сумму 5½ милліоновъ, были вынуждены (въ мартѣ 1837 г.) пріостановить свои платежи. Но такъ какъ черезъ это и другіе американскіе дома, общая сумма обязательствъ которыхъ, вмѣстѣ съ вышеназванными, простиралась почти до 12-ти милліоновъ, подверглись величайшей опасности и грозили увлечь за собою въ своемъ паденіи часть и англійскаго торговаго міра, то банкъ поддержалъ три вышеназваннныя фирмы пока онѣ не успѣли облегчиться отъ значительной части, лежавшихъ на нихъ обязательствъ.

Послѣ этого вторичнаго опыта весьма естественно было желаніе подвергнуть принципы и практику банковаго дѣла новому, болѣе тщательному, разсмотрѣнію. Уже въ парламентскую сессію 1836 г. была назначена коммиссія для отобранія показаній у людей, свѣдущихъ по этому вопросу. Тронная рѣчь 31-го января 1837 г. настоятельно приглашала нижнюю палату обратить серьезное вниманіе на этотъ предметъ и весьма основательно замѣчала при этомъ, что, хотя лучшая гарантія противъ дурнаго управленія банковъ заключается въ честности и умѣлости директоровъ, тѣмъ не менѣе, нельзя пренебрегать никакими законодательными мѣрами, могущими дать новыя гарантіи.

Коммиссія была возобновлена и, наконецъ, были выработаны нѣкоторыя существенныя измѣненія въ устройствѣ акціонерныхъ обществъ и банковъ, — измѣненія, которыя и были утверждены въ парламентѣ закономъ 17-го 1837 года. До изданія этого закона участники какихъ бы то ни было обществъ отвѣчали за обязательства послѣднихъ всѣмъ своимъ состояніемъ; теперь они отвѣчали лишь въ размѣрѣ своихъ акцій. За то основной капиталъ не могъ уже болѣе быть увеличиваемъ въ неограниченныхъ размѣрахъ, и внесеніе именъ акціонеровъ въ списки требовалось самое тщательное. Къ этимъ постановле-

Тот же текст в современной орфографии

ствиями, спас много других учреждений этого рода. В то же время напали на след злоупотреблений, которые были пущены в ход Банком Соединенных Штатов и другими американскими фирмами для привлечения к себе звонкой монеты. А именно, когда Английский банк возвысил свой дисконт и сделал ссуды вексельным маклерам с целью облегчить им дисконтирование торговых бумаг, то со всех сторон стала стекаться огромная масса американских бумаг и, к общему изумлению, оказалось, что шесть лондонских фирм и одна ливерпульская промышляли вексельными спекуляциями в обширных размерах и выдали ссуд за счет американцев не менее как на 15—16 миллионов, между тем как собственный их капитал для покрытия лежавших на них обязательств едва составлял одну шестую этой суммы. Дирекция банка дала знать своим агентам в Ливерпуле, чтобы они вексели некоторых американских фирм не принимали вовсе к учету. После того как имена этих фирм вследствие нескромности сделались известны, кредит их пошатнулся, и три из них, вексели которых, находившиеся в обращении, простирались на сумму 5,5 миллионов, были вынуждены (в марте 1837 года) приостановить свои платежи. Но так как через это и другие американские дома, общая сумма обязательств которых вместе с вышеназванными простиралась почти до 12 миллионов, подверглись величайшей опасности и грозили увлечь за собою в своем падении часть и английского торгового мира, то банк поддержал три вышеназванные фирмы, пока они не успели облегчиться от значительной части лежавших на них обязательств.

После этого вторичного опыта весьма естественно было желание подвергнуть принципы и практику банкового дела новому, более тщательному рассмотрению. Уже в парламентскую сессию 1836 года была назначена комиссия для отобрания показаний у людей, сведущих по этому вопросу. Тронная речь 31 января 1837 года настоятельно приглашала нижнюю палату обратить серьезное внимание на этот предмет и весьма основательно замечала при этом, что хотя лучшая гарантия против дурного управления банков заключается в честности и умелости директоров, тем не менее нельзя пренебрегать никакими законодательными мерами, могущими дать новые гарантии.

Комиссия была возобновлена и наконец были выработаны некоторые существенные изменения в устройстве акционерных обществ и банков — изменения, которые и были утверждены в парламенте законом 17-го 1837 года. До издания этого закона участники каких бы то ни было обществ отвечали за обязательства последних всем своим состоянием; теперь они отвечали лишь в размере своих акций. Зато основной капитал не мог уже более быть увеличиваем в неограниченных размерах, и внесение имен акционеров в списки требовалось самое тщательное. К этим постановле-