Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/282

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

свѣдѣнія своихъ читателей газета „New-York-Herald“. Цырюльники жалуются, что ихъ бывшіе обычные посѣтители теперь брѣются сами, городскія желѣзныя дороги — что теперь публика гораздо болѣе ходитъ пѣшкомъ, портные и сапожники, — что имъ даютъ много старья для починки и мало заказываютъ новаго. Цѣны на квартиры въ Нью-Іоркѣ пали среднимъ числомъ на 26 процентовъ, и въ нижнихъ частяхъ города великолѣпныя помѣщенія подъ торговыя конторы, которыя прежде ходили по 20,000 долларовъ въ годъ, отдаются за 2,500 и за 3000 долларовъ. Лишь квартиры средней руки еще удерживаются въ цѣнѣ. Сбереженія, сдѣланныя такимъ образомъ съ сентября прошлаго года, если мы сравнимъ ихъ съ соотвѣтствующимъ періодомъ 1856—1857 г., составятъ въ 5 мѣсяцевъ громадную сумму въ 200,000,000 дол. Едва ли существуетъ другая страна въ мірѣ, которая была бы въ состояній послѣдовать этому примѣру, такъ какъ нигдѣ безумная раскошь не достигала такихъ размѣровъ…“

Громадное паденіе цѣнностей американскихъ бумагъ, изъ которыхъ уже въ 1857 г., какъ говорятъ, отъ четырехъ сотъ до четырехъ сотъ восьмидесяти милліоновъ долларовъ было закрѣплено въ рукахъ рентьеровъ въ Англіи и Германіи, возбудило въ Европѣ немалыя опасенія. Но такъ какъ о торговыхъ банкротствахъ, которыя могли бы непосредственно отозваться въ Англіи, ничего не было слышно, то опасенія не шли далѣе ближайшихъ интересовъ, которыхъ касался этотъ фактъ. Торговые отчеты газетъ продолжали выражать надежды на благополучный исходъ кризиса, но цѣны, все-таки, пошатнулись и оставались въ теченіе многихъ недѣль на одной и той же точкѣ.

Между тѣмъ американскій кризисъ засталъ Англію въ положеніи вдвойнѣ затруднительномъ. Къ повсемѣстнымъ результатамъ зарвавшейся спекуляціи присоединялось еще возстаніе въ Индіи, которое, вмѣстѣ съ открывшимися около того же времени непріязненными дѣйствіями противъ Китая, нанесло сильный ущербъ торговлѣ съ восточной Азіей. Къ тому же англійскій банкъ былъ вынужденъ ссужать остъ-индской компаніи значительныя суммы звонкою монетой. Такимъ образомъ, тѣ удары, которые рикошетомъ отскочили отъ американскаго кризиса на Европу, встрѣтили въ Англіи почву, благопріятную для ихъ опустошительнаго дѣйствія.

Мало по малу изъ Англіи стали посылать въ Нью-Іоркъ значительныя суммы звонкою монетой съ цѣлью выгодно пристроить ихъ въ американскихъ бумагахъ, пользуясь низкимъ курсомъ послѣднихъ. Это побудило директоровъ англійскаго банка повысить дисконтъ съ 5½% на 6%. Въ это время запасъ звонкой монеты въ англійскомъ банкѣ составлялъ еще 10,662,692 ф. ст. въ отдѣленіи билетовъ и 5,190,417 ф. ст. въ отдѣленіи банкирскихъ операцій. Но уже 12 числа этого мѣсяца цифры эти спали до 10,109,943 и до 4,594,833 ф. ст., причемъ, въ это же время, остъ-индская компанія заключала въ банкѣ заемъ на сумму въ 1 милліонъ ф. ст. звонкою монетой. Вслѣд-

Тот же текст в современной орфографии

сведения своих читателей газета „New York Herald“. Цирюльники жалуются, что их бывшие обычные посетители теперь бреются сами, городские железные дороги, — что теперь публика гораздо более ходит пешком, портные и сапожники, — что им дают много старья для починки и мало заказывают нового. Цены на квартиры в Нью-Йорке пали средним числом на 26 процентов, и в нижних частях города великолепные помещения под торговые конторы, которые прежде ходили по 20 000 долларов в год, отдаются за 2500 и за 3000 долларов. Лишь квартиры средней руки еще удерживаются в цене. Сбережения, сделанные, таким образом, с сентября прошлого года, если мы сравним их с соответствующим периодом 1856—1857 г., составят в пять месяцев громадную сумму в 200 000 000 дол. Едва ли существует другая страна в мире, которая была бы в состояний последовать этому примеру, так как нигде безумная роскошь не достигала таких размеров…»

Громадное падение ценностей американских бумаг, из которых уже в 1857 г., как говорят, от четырехсот до четырехсот восьмидесяти миллионов долларов было закреплено в руках рентьеров в Англии и Германии, возбудило в Европе немалые опасения. Но так как о торговых банкротствах, которые могли бы непосредственно отозваться в Англии, ничего не было слышно, то опасения не шли далее ближайших интересов, которых касался этот факт. Торговые отчеты газет продолжали выражать надежды на благополучный исход кризиса, но цены, все-таки, пошатнулись и оставались в течение многих недель на одной и той же точке.

Между тем американский кризис застал Англию в положении вдвойне затруднительном. К повсеместным результатам зарвавшейся спекуляции присоединялось еще восстание в Индии, которое, вместе с открывшимися около того же времени неприязненными действиями против Китая, нанесло сильный ущерб торговле с восточной Азией. К тому же английский банк был вынужден ссужать Ост-индской компании значительные суммы звонкою монетой. Таким образом, те удары, которые рикошетом отскочили от американского кризиса на Европу, встретили в Англии почву, благоприятную для их опустошительного действия.

Мало-помалу из Англии стали посылать в Нью-Йорк значительные суммы звонкою монетой с целью выгодно пристроить их в американских бумагах, пользуясь низким курсом последних. Это побудило директоров английского банка повысить дисконт с 5,5% на 6%. В это время запас звонкой монеты в английском банке составлял еще 10 662 692 ф. ст. в отделении билетов и 5 190 417 ф. ст. в отделении банкирских операций. Но уже 12-го числа этого месяца цифры эти спали до 10 109 943 и до 4 594 833 ф. ст., причем в это же время Ост-индская компания заключала в банке заем на сумму в 1 миллион ф. ст. звонкою монетой. Вслед-