Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/331

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Возрастаніе капитала, пристроеннаго въ желѣзнодорожныя предпріятія, „Economist“ выставляетъ въ слѣдующей таблицѣ за 1861—1865 г.г.

Въ 1861 г. капиталъ, помѣщенный въ открытыхъ уже для сообщенія дорогахъ
  простирался до . . . . . . . . . . . . . 342,386,100 ф. ст.
1862 . . . . . . . . . . . . . 355,107,280
1863 . . . . . . . . . . . . . 373,246,200
1864 . . . . . . . . . . . . . 391,396,680
1865 . . . . . . . . . . . . . 412,558,100

Цифры эти показываютъ непрерывное значительное приращеніе этого капитала, которое, однако, было не на столько значительно, чтобы возбуждать опасенія.

Англійскій банкъ, между тѣмъ, повторилъ ошибку, сдѣланную имъ прежде и продолжалъ держать дисконтъ на двухъ процентахъ. „Джонъ Буль[1], говорили въ Сити, можетъ многое вынести, но 2 процентовъ онъ не можетъ вынести“. Какъ скоро дисконтъ продержался нѣкоторое время на такомъ необычайно низкомъ уровнѣ, онъ обыкновенно порождаетъ рискованныя, фантастическія, дурныя предпріятія. Такъ и теперь: было основано множество новыхъ банковъ, которые, съ своей стороны, чтобы не сидѣть безъ дѣла развивали духъ предпріимчивости и, для того, чтобы получать высокіе проценты, конечно, смотрѣли сквозь пальцы на степень благонадежности своихъ залогодателей и кліентовъ.

Тѣмъ не менѣе, дѣйствительныя уплаты, поступавшія на покрытіе новыхъ предпріятій, были довольно значительны и пробужденная въ 1865 г. прекращеніемъ американской междоусобной войны охота къ торговой дѣятельности была весною 1866 г. еще настолько недавняго происхожденія что не наводила на мысль о близости кризиса. Правда, приготовленія, къ наступившей вскорѣ послѣ того войнѣ бросили мрачную тѣнь на торговыя дѣла, но къ этому событію уже успѣли подготовиться втеченіе нѣсколькихъ мѣсяцевъ, такъ что торговымъ кризисомъ оно не грозило. Не взирая на то, что англійскій банкъ, вслѣдствіе значительныхъ требованій, въ него поступавшихъ, возвысилъ свой дисконтъ въ короткій промежутокъ времени до 8%, въ акціонерныхъ банкахъ и въ частныхъ торговыхъ домахъ, занимавшихся учетомъ векселей, можно было еще имѣть деньги за 7%, а Лондонско-Вестминстерскій банкъ бралъ за небольшія суммы, до 500 ф. ст. включительно, только 5%. 10 мая 1866 г. норма процента стояла на Парижъ и Брюссель — на 4-хъ процентахъ, на Вѣну — на 5%, но на Петербургъ, Туринъ и Франкфуртъ она уже повысилась до 6%, на Амстердамъ — до 6½% и на Берлинъ — до 7. Впрочемъ это повышеніе было единственно результатомъ опасеній, возбуждаемыхъ войною.

Поэтому точно ударъ молніи изъ яснаго неба разразилась надъ Лондономъ

  1. «John Bull» — прозвище типичного англичанина. — Примѣчаніе редактора Викитеки.
Тот же текст в современной орфографии

Возрастание капитала, пристроенного в железнодорожные предприятия, «Economist» выставляет в следующей таблице за 1861—1865 г.г.

В 1861 г. капитал, помещенный в открытых уже для сообщения дорогах
  простирался до . . . . . . . . . . . . . 342 386 100 ф. ст.
1862 . . . . . . . . . . . . . 355 107 280
1863 . . . . . . . . . . . . . 373 246 200
1864 . . . . . . . . . . . . . 391 396 680
1865 . . . . . . . . . . . . . 412 558 100

Цифры эти показывают непрерывное значительное приращение этого капитала, которое, однако, было не настолько значительно, чтобы возбуждать опасения.

Английский банк между тем повторил ошибку, сделанную им прежде и продолжал держать дисконт на двух процентах. «Джон Буль[1], говорили в Сити, может многое вынести, но 2 процентов он не может вынести». Как скоро дисконт продержался некоторое время на таком необычайно низком уровне, он обыкновенно порождает рискованные, фантастические, дурные предприятия. Так и теперь: было основано множество новых банков, которые, с своей стороны, чтобы не сидеть без дела, развивали дух предприимчивости и, для того чтобы получать высокие проценты, конечно, смотрели сквозь пальцы на степень благонадежности своих залогодателей и клиентов.

Тем не менее действительные уплаты, поступавшие на покрытие новых предприятий, были довольно значительны, и пробужденная в 1865 г. прекращением американской междоусобной войны охота к торговой деятельности была весною 1866 г. еще настолько недавнего происхождения, что не наводила на мысль о близости кризиса. Правда, приготовления к наступившей вскоре после того войне бросили мрачную тень на торговые дела, но к этому событию уже успели подготовиться в течение нескольких месяцев, так что торговым кризисом оно не грозило. Невзирая на то что английский банк, вследствие значительных требований, в него поступавших, возвысил свой дисконт в короткий промежуток времени до 8%, в акционерных банках и в частных торговых домахъ, занимавшихся учетом векселей, можно было еще иметь деньги за 7%, а Лондонско-Вестминстерский банк брал за небольшие суммы, до 500 ф. ст. включительно, только 5%. 10 мая 1866 г. норма процента стояла на Париж и Брюссель — на четырех процентах, на Вену — на 5%, но на Петербург, Турин и Франкфурт она уже повысилась до 6%, на Амстердам — до 6,5% и на Берлин — до 7. Впрочем, это повышение было единственно результатом опасений, возбуждаемых войною.

Поэтому точно удар молнии из ясного неба разразилась над Лондоном

  1. «John Bull» — прозвище типичного англичанина. — Примѣчаніе редактора Викитеки.