Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/383

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

какъ пустая болтовня. Недостатокъ въ жилищахъ, или вѣрнѣе, вздорожаніе квартиръ лишь усиливалось строительными компаніями, которыя, съ одной стороны, доводили цѣны на землю, а черезъ это и на квартиры, до искусственной высоты, а съ другой, — на мѣсто дешевыхъ жилищъ, которыя онѣ ломали, строили дворцы за дворцами, какъ будто большинство вѣнскаго населенія принадлежало къ счастливой кастѣ милліонеровъ“.

До 70-го года приблизительно эта строительская горячка еще соблюдала нѣкоторую мѣру. Существовало всего только два строительныхъ общества; затѣмъ, къ нимъ орисоединилось третье и четвертое, что́ еще не представляло большой опасности. Но послѣ того, какъ состоялась изумительная подписка на французскій пятимилліардный заемъ, новые строительные банки стали цѣлыми дюжинами выростать, одинъ за другимъ, какъ грибы, какъ будто вся сумма французской контрибуціи долженствовала быть израсходована на постройки въ Вѣнѣ. Необузданность спекуляцій земельными участками для построекъ приняла въ Вѣнѣ и Берлинѣ неслыханные дотолѣ размѣры. Многія общества даже вмѣсто того чтобы застраивать эти участки, спекулировали просто на самыя земли; они основывали новые, соперничествующіе банки, которымъ и навязывали свою земельную собственность, а эти послѣдніе, въ свою очередь, за частую не находили ничего лучшаго, какъ основывать новые строительные банки и переуступать имъ тѣ же самыя земли, конечно, съ новой надбавкой въ цѣнѣ. Дѣло такимъ образомъ „распутывалось“ быстрѣе и прибыльнѣе, чѣмъ еслибы участки застраивались тѣми, кто ихъ первоначально пріобрѣлъ. Такъ возникли, напримѣръ, „строительное и торговое общество“ и „общество городскихъ построекъ“. Въ лабиринтѣ наименованій, принятыхъ разными строительными банками, даже многіе биржевики путалисъ; такъ, существовали „общество недвижимыхъ имуществъ“ и „банкъ недвижимыхъ имуществъ“, „строительное общество для предмѣстій“ и „строительное общество для города и предмѣстій“, и т. д.

Послѣдствія этихъ страшныхъ излишествъ, прежде всего, сказались въ невозможности продавать пріобрѣтенные участки, цѣна которыхъ отнюдь не соотвѣтствовала существующимъ въ настоящее время цѣнамъ на земли; затѣмъ и курсы на акціи отдѣльныхъ банковъ стали падать.

Еще подробнѣе характеризуется это положеніе дѣлъ въ газетѣ „Die Schlesische Presse“ за сентябрь 1873 года: „Дѣятельность всѣхъ этихъ строительныхъ компаній сосредоточивалась преимущественно, а въ большинствѣ ихъ даже исключительно, на спекуляціяхъ земельными участками. Безъ малѣйшаго раздумья, съ лихорадочной поспѣшностью, скупалось все, что́ мало-мальски разалось подходящимъ для этого рода спекуляцій. Болѣе 11,000 десятинъ различныхъ поземельныхъ участковъ было куплено обществами въ чертѣ города и за городскою чертою по баснословнымъ цѣнамъ. Поверхности, за-

Тот же текст в современной орфографии

как пустая болтовня. Недостаток в жилищах, или вернее вздорожание квартир, лишь усиливалось строительными компаниями, которые, с одной стороны, доводили цены на землю, а через это и на квартиры, до искусственной высоты, а с другой, — на место дешевых жилищ, которые они ломали, строили дворцы за дворцами, как будто большинство венского населения принадлежало к счастливой касте миллионеров».

До 70-го года приблизительно эта строительская горячка еще соблюдала некоторую меру. Существовало всего только два строительных общества; затем, к ним присоединилось третье и четвертое, что еще не представляло большой опасности. Но после того как состоялась изумительная подписка на французский пятимиллиардный заем, новые строительные банки стали целыми дюжинами вырастать один за другим как грибы, как будто вся сумма французской контрибуции долженствовала быть израсходована на постройки в Вене. Необузданность спекуляций земельными участками для построек приняла в Вене и Берлине неслыханные дотоле размеры. Многие общества даже вместо того чтобы застраивать эти участки, спекулировали просто на сами земли; они основывали новые, соперничающие банки, которым и навязывали свою земельную собственность, а эти последние, в свою очередь, зачастую не находили ничего лучшего, как основывать новые строительные банки и переуступать им те же самые земли, конечно с новой надбавкой в цене. Дело таким образом «распутывалось» быстрее и прибыльнее, чем если бы участки застраивались теми, кто их первоначально приобрел. Так возникли, например, «строительное и торговое общество» и «общество городских построек». В лабиринте наименований, принятых разными строительными банками, даже многие биржевики путались; так, существовали «общество недвижимых имуществ» и «банк недвижимых имуществ», «строительное общество для предместий» и «строительное общество для города и предместий» и так далее.

Последствия этих страшных излишеств прежде всего сказались в невозможности продавать приобретенные участки, цена которых отнюдь не соответствовала существующим в настоящее время ценам на земли; затем и курсы на акции отдельных банков стали падать.

Еще подробнее характеризуется это положение дел в газете «Die Schlesische Presse» за сентябрь 1873 года: «Деятельность всех этих строительных компаний сосредоточивалась преимущественно, а в большинстве их даже исключительно, на спекуляциях земельными участками. Без малейшего раздумья, с лихорадочной поспешностью, скупалось все, что мало-мальски казалось подходящим для этого рода спекуляций. Более 11 000 десятин различных поземельных участков было куплено обществами в черте города и за городскою чертою по баснословным ценам. Поверхности, за-