Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/462

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Чтобы оцѣнить эти словоизверженія по достоинству, необходимо припомнить, что въ Соединенныхъ Штатахъ съ 1853 г. введенъ счетъ на чистое золото, что серебро, которое чеканится по болѣе низкой пробѣ, признается законнымъ платежнымъ средствомъ лишь до 8 долларовъ, а съ 1872 г. — даже до 5 долларовъ только. Чрезмѣрный выпускъ бумажныхъ денегъ, который дошелъ до 356 милліоновъ долларовъ и, вмѣстѣ съ банковыми билетами, составляетъ болѣе 700 милліоновъ долларовъ, имѣлъ своимъ послѣдствіемъ то, что даже серебряная размѣнная монета, такъ же, какъ и въ Италіи, исчезла изъ обращенія и мѣсто ея заступили около 40 милліоновъ бумажекъ мелкаго достоинства съ принудительнымъ курсомъ. Эти 40 милліоновъ бумажекъ можно было, конечно, и слѣдовало какъ можно скорѣе замѣнить серебромъ, но попытка, которую, по вышеупомянутому почину президента Гранта, сдѣлалъ министръ финансовъ Ричардсонъ, съ цѣлью обмѣнить на серебро мелкія бумажныя деньги, дала самые жалкіе результаты, такъ какъ министръ финансовъ не былъ снабженъ достаточными средствами. Но, предположивъ даже, что попытка эта удалась бы, все-таки, отъ замѣны 40 милліоновъ долларовъ мелкихъ бумажныхъ денегъ серебряною монетою и до возстановленія цѣнности гринбаковъ al pari еще очень далеко; и этотъ послѣдній результатъ не можетъ быть осуществленъ посредствомъ серебра, а долженъ быть осуществленъ посредствомъ золота, если только исключительный счетъ на золото не будетъ снова отмѣненъ новымъ закономъ. Но первый шагъ, который надлежитъ сдѣлать правительству Соединенныхъ Штатовъ, это — образумиться и понять, наконецъ, что государственныя бумажныя деньги съ принудительнымъ курсомъ — тотъ же государственный долгъ, какъ и облигаціи, и что для союзнаго правительства, даже независимо отъ тѣхъ доводовъ, которые со всѣхъ сторонъ приводятся въ пользу возстановленія валюты, какъ дѣла необходимаго въ интересахъ торговли, составляетъ долгъ чести озаботиться прежде всего уплатою этого долга, такъ какъ онъ безпроцентный.

Но, къ сожалѣнію, даже событія послѣдняго времени не навели конгресса на сознаніе необходимости этой мѣры; въ сенатѣ, такъ же какъ и въ палатѣ депутатовъ, не далѣе, какъ въ концѣ марта 1874 г., было принято предложеніе даже повысить законный maximum государственныхъ бумажныхъ денегъ и банковыхъ билетовъ, которые могутъ быть выпускаемы на каждые 400 милліоновъ долларовъ; кромѣ того, сенатъ отклонилъ предложеніе возобновить платежи звонкою монетою съ 1 января 1876 г.

Вслѣдствіе этого рѣшенія, которое является или доказательствомъ полнѣйшей неспособности, или позорнымъ пятномъ на правительствѣ страны, количество государственныхъ бумажныхъ денегъ съ принудительнымъ курсомъ, вмѣсто того, чтобы быть уменьшено, можетъ еще быть увеличено на 44 милліона долларовъ. По счастью, президентъ Грантъ, вѣроятно, подъ впечатлѣніемъ энер-

Тот же текст в современной орфографии

Чтобы оценить эти словоизвержения по достоинству, необходимо припомнить, что в Соединенных Штатах с 1853 г. введен счет на чистое золото, что серебро, которое чеканится по более низкой пробе, признается законным платежным средством лишь до 8 долларов, а с 1872 г. — даже до 5 долларов только. Чрезмерный выпуск бумажных денег, который дошел до 356 миллионов долларов и вместе с банковыми билетами составляет более 700 миллионов долларов, имел своим последствием то, что даже серебряная разменная монета, так же как и в Италии, исчезла из обращения и место ее заступили около 40 миллионов бумажек мелкого достоинства с принудительным курсом. Эти 40 миллионов бумажек можно было, конечно, и следовало как можно скорее заменить серебром, но попытка, которую, по вышеупомянутому почину президента Гранта, сделал министр финансов Ричардсон с целью обменять на серебро мелкие бумажные деньги, дала самые жалкие результаты, так как министр финансов не был снабжен достаточными средствами. Но, предположив даже, что попытка эта удалась бы, все-таки от замены 40 миллионов долларов мелких бумажных денег серебряною монетою и до восстановления ценности гринбаков al pari еще очень далеко, и этот последний результат не может быть осуществлен посредством серебра, а должен быть осуществлен посредством золота, если только исключительный счет на золото не будет снова отменен новым законом. Но первый шаг, который надлежит сделать правительству Соединенных Штатов, это — образумиться и понять, наконец, что государственные бумажные деньги с принудительным курсом — тот же государственный долг, как и облигации, и что для союзного правительства, даже независимо от тех доводов, которые со всех сторон приводятся в пользу восстановления валюты, как дела необходимого в интересах торговли, составляет долг чести озаботиться прежде всего уплатою этого долга, так как он беспроцентный.

Но, к сожалению, даже события последнего времени не навели конгресса на сознание необходимости этой меры — в сенате, так же как и в палате депутатов не далее как в конце марта 1874 г. было принято предложение даже повысить законный максимум государственных бумажных денег и банковых билетов, которые могут быть выпускаемы на каждые 400 миллионов долларов, кроме того, сенат отклонил предложение возобновить платежи звонкою монетою с 1 января 1876 г.

Вследствие этого решения, которое является или доказательством полнейшей неспособности, или позорным пятном на правительстве страны, количество государственных бумажных денег с принудительным курсом, вместо того чтобы быть уменьшено, может еще быть увеличено на 44 миллиона долларов. По счастью, президент Грант, вероятно, под впечатлением энер-