Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/488

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

спекулянты на пониженіе равно правильно оцѣнили положеніе дѣлъ и начали усердно продавать. Курсы стали падать со стремительной быстротой. Когда они дошли до 1000, между спекулянтами на пониженіе и синдикатомъ игроковъ на повышеніе завязалась оживленная борьба, такъ какъ послѣдніе, по слухамъ, снова успѣли закупить значительныя количества акцій движимаго кредита и черезъ это истощили свои средства. Такимъ образомъ, клика, спекулирующая на повышеніе, оказывается совершенно безсильной, денегъ совсѣмъ нѣтъ на рынкѣ,—и намъ предстоитъ новая тяжкая ликвидація. Эта безумная игра требуетъ, конечно, многихъ жертвъ. Одною изъ этихъ жертвъ сталъ Banca Commerciale Chiavarese, капиталъ котораго, въ 1½ милліона, пропалъ и кредитора котораго получатъ лишь весьма немного. Обстоятельство это нисколько не удивительно, если принять въ соображеніе, что такое маленькое мѣстечко, какъ Chiavari, имѣетъ 5 банковъ, изъ которыхъ по крайней мѣрѣ три совершенно излишни и поэтому вынуждены существовать только при помощи биржевой игры. Учредительская горячка тоже не миновала Италіи и ей за это въ ближайшемъ времени предстоитъ неизбѣжная расплата. Италіянская рента еще въ августѣ, когда она стояла на 70, находила очень мало покупщиковъ; съ тѣхъ поръ національный банкъ старался изо всѣхъ силъ поддержать ее, въ надеждѣ реализировать свои собственные капиталы, помѣщенные въ этой рентѣ; но паденіе курсовъ застигло банкъ врасплохъ и бумаги, которыя онъ купилъ, въ концѣ концовъ останутся у него, по всѣмъ вѣроятіямъ, на рукахъ, за невозможностью продать ихъ. Рента съ 72,75 постепенно понижалась и въ настоящее время предлагается по наивысшей цѣнѣ въ 71,40. Лажъ на золото стоитъ почти безъ измѣненій на 115“.

Самыя крупныя банкирскія фирмы въ Туринѣ обратились къ министерству съ адресомъ, въ которомъ онѣ ходатайствовали передъ правительствомъ о разрѣшеніи національному банку выпустить больше бумажныхъ денегъ, чѣмъ сколько ему до сихъ поръ было дозволено выпускать. „Мы переживаемъ, пишетъ Gazetta Piemontese, настоящій кризисъ, благодаря тому, что національный банкъ не въ состояніи дисконтировать. Бываютъ дни, когда въ его распоряженіи находится не болѣе какихъ-нибудь 100.000 лиръ“.

Министръ на ходатайство банковъ отвѣчалъ отказомъ, такъ какъ онъ и безъ того намѣревался представить въ парламентъ проэктъ финансовой реформы, что́ было сдѣлано имъ въ ноябрѣ. По этой же причинѣ не было уважено и другое ходатайство — депутаціи флорентинской торговой палаты, которая обращалась къ министру финансовъ и къ главѣ кабинета, Мингети, въ Римѣ.

Въ половинѣ ноября министръ-президентъ внесъ въ парламентъ новыя предложенія, касавшіяся финансовъ и имѣвшія цѣлью постепенное погашеніе дефицита. Предложенія эти распадались на два отдѣла — на предложеніе о новой системѣ налоговъ и на проэктъ о регулированьи обращенія бумажныхъ денегъ

Тот же текст в современной орфографии

спекулянты на понижение равно правильно оценили положение дел и начали усердно продавать. Курсы стали падать со стремительной быстротой. Когда они дошли до 1 000, между спекулянтами на понижение и синдикатом игроков на повышение завязалась оживленная борьба, так как последние, по слухам, снова успели закупить значительные количества акций движимого кредита и через это истощили свои средства. Таким образом, клика, спекулирующая на повышение, оказывается совершенно бессильной, денег совсем нет на рынке, и нам предстоит новая тяжкая ликвидация. Эта безумная игра требует, конечно, многих жертв. Одною из этих жертв стал Banca Commerciale Chiavarese, капитал которого в 1,5 миллиона пропал и кредиторы которого получат лишь весьма немного. Обстоятельство это нисколько не удивительно, если принять в соображение, что такое маленькое местечко, как Chiavari, имеет пять банков, из которых по крайней мере три совершенно излишни и поэтому вынуждены существовать только при помощи биржевой игры. Учредительская горячка тоже не миновала Италии и ей за это в ближайшем времени предстоит неизбежная расплата. Итальянская рента еще в августе, когда она стояла на 70, находила очень мало покупщиков; с тех пор национальный банк старался изо всех сил поддержать ее, в надежде реализовать свои собственные капиталы, помещенные в этой ренте, но падение курсов застигло банк врасплох и бумаги, которые он купил, в конце концов останутся у него, по всей вероятности, на руках, за невозможностью продать их. Рента с 72,75 постепенно понижалась и в настоящее время предлагается по наивысшей цене в 71,40. Лаж на золото стоит почти без изменений на 115».

Самые крупные банкирские фирмы в Турине обратились к министерству с адресом, в котором они ходатайствовали перед правительством о разрешении национальному банку выпустить больше бумажных денег, чем сколько ему до сих пор было дозволено выпускать. «Мы переживаем, — пишет Gazetta Piemontese, — настоящий кризис, благодаря тому что национальный банк не в состоянии дисконтировать. Бывают дни, когда в его распоряжении находится не более каких-нибудь 100 000 лир».

Министр на ходатайство банков отвечал отказом, так как он и без того намеревался представить в парламент проект финансовой реформы, что было сделано им в ноябре. По этой же причине не было уважено и другое ходатайство — депутации флорентийской торговой палаты, которая обращалась к министру финансов и к главе кабинета, Мингетти, в Риме.

В половине ноября министр-президент внес в парламент новые предложения, касавшиеся финансов и имевшие целью постепенное погашение дефицита. Предложения эти распадались на два отдела — на предложение о новой системе налогов и на проект о регулировании обращения бумажных денег