Страница:Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия.pdf/70

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Дѣдиновскимъ судостроеніемъ (256). Нащокинъ этотъ великій человѣкъ своего времени, сильно заботился объ упроченіи за Россіею обладанія Амуромъ и, имѣя въ виду заведеніе торговли съ Индіею, уже снарядилъ туда посольство, когда людская зависть принудила его удалиться отъ мірскихъ дѣлъ и постричься въ иноки (257).

Дѣдиново или Дѣдилово, называемое также Дѣдновымъ, и пріобрѣтшее съ 1667 года знаменитость въ Русской исторіи, принадлежало въ то время къ числу дворцовыхъ селъ. Оно находится въ двадцати пяти верстахъ отъ города Коломны, на лѣвомъ берегу Оки, близъ впаденія въ нее рѣки Москвы, и по всей вѣроятности было избрано для постройки судовъ, сколько по положенію своему, столько и по близости къ столицѣ (258).

Еще до указа о заведеніи въ Дѣдиновѣ «корабельнаго дѣла», издавна проживавшій въ Москвѣ Голландскій гость фанъ-Сведенъ (van Sveeden), учредитель первыхъ почтъ въ Россіи (259), ѣздилъ, по порученію нашего Правительства въ Голландію, для найма въ Русскую службу «корабельщиковъ». Приговоривъ тамъ пятерыхъ изъ своихъ единоземцевъ, онъ возвратился въ Москву съ четырьмя нанятыми имъ мореходами (260) и съ запасомъ инструментовъ и машинъ для кораблестроенія (261). Пятый, именемъ Ботлеръ (Butler), племянникъ Сведена, оставленъ былъ въ Амстердамѣ, для найма въ Царскую службу остальнаго экипажа и для отысканія тѣхъ изъ нанявшихся людей, которые, взявъ впередъ условленные задатки, скрылись съ ними (262).

Прибывшія съ Сведеномъ въ Москву четыре лица были: «корабельщикъ Гельтъ (Helt), кормщикъ и плотникъ Вилимъ фанъ-денъ-Стрекъ (van den Sreek), кормщикъ Тимофѳй фанъ-ден-Стрекъ и работный корабелный человѣкъ Минстеръ.» Всѣ они, равно какъ и Ботлеръ, имѣли за себя поручителей и были приговорены на четыре года, съ жалованьемъ: Ботлеръ — по 100, Гельтъ — по 80, Вилимъ фанъ-ден-Стрекъ — по 65, Тимофей фанъ-ден-Стрекъ — по 36, а Минстеръ по 30 Голландскихъ гульденовъ или Русскихъ рублей, въ мѣсяцъ (263).

По количеству платы видно, что Ботлеръ занималъ предъ прочими первое мѣсто, и дѣйствительно онъ былъ опредѣленъ съ званіемъ «капитана и кормщика-генерала», какъ человѣкъ, бы-

Тот же текст в современной орфографии

дединовским судостроением (256). Нащокин, этот великий человек своего времени, сильно заботился об упрочении за Россиею обладания Амуром и, имея в виду заведение торговли с Индиею, уже снарядил туда посольство, когда людская зависть принудила его удалиться от мирских дел и постричься в иноки (257).

Дединово или Дедилово, называемое также Дедновым и приобретшее с 1667 года знаменитость в русской истории, принадлежало в то время к числу дворцовых сел. Оно находится в двадцати пяти верстах от города Коломны, на левом берегу Оки, близ впадения в нее реки Москвы, и, по всей вероятности, было избрано для постройки судов сколько по положению своему, столько и поблизости к столице (258).

Еще до указа о заведении в Дединове «корабельного дела» издавна проживавший в Москве голландский гость фан Сведен (van Sveeden), учредитель первых почт в России (259), ездил по поручению нашего правительства в Голландию для найма в русскую службу «корабельщиков». Приговорив там пятерых из своих единоземцев, он возвратился в Москву с четырьмя нанятыми им мореходами (260) и с запасом инструментов и машин для кораблестроения (261). Пятый, именем Ботлер (Butler), племянник Сведена, оставлен был в Амстердаме для найма в царскую службу остального экипажа и для отыскания тех из нанявшихся людей, которые, взяв вперед условленные задатки, скрылись с ними (262).

Прибывшие с Сведеном в Москву четыре лица были: «корабельщик Гельт (Helt), кормщик и плотник Вилим фан-ден-Стрек (van den Sreek), кормщик Тимоффй фан-ден-Стрек и работный корабелный человек Минстер». Все они, равно как и Ботлер, имели за себя поручителей и были приговорены на четыре года с жалованьем: Ботлер — по 100, Гельт — по 80, Вилим фан-ден-Стрек — по 65, Тимофей фан-ден-Стрек — по 36, а Минстер по 30 голландских гульденов или русских рублей в месяц (263).

По количеству платы видно, что Ботлер занимал пред прочими первое место, и действительно он был определен с званием «капитана и кормщика-генерала» как человек, бы-