Страница:Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия.pdf/8

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Неудача не обезохотила Аскольда и Дира. Въ 867слѣдующемъ году они явились опять въ Черномъ морѣ, воевали на берегахъ Греціи, но не доходили до Царьграда. Принявъ предложенный Императоромъ миръ, они получили отъ него въ даръ золото, серебро и шелковыя ткани, и, даже, какъ свидѣтельствуютъ Византійскіе историки, крестились въ Христианскую вѣру (14).

Съ освобожденіемъ Кіева отъ Хазаръ въ Русской исторіи являются два отдѣльныя государства: Рюриково на сѣверѣ, Аскольдово и Дирово на югѣ. Новгородъ первенствовалъ въ первомъ, Кіевъ во второмъ. Географическое положеніе обѣихъ столицъ представляло тамошнимъ жителямъ большія удобства для мореплаванія. На Сѣверѣ Волховъ, Ладожское озеро и Нева, а на Югѣ Днѣпръ, были два пути непрерывныхъ сообщеній съ Балтійскимъ и Чернымъ морями. Первый удобно назвать путемъ Новгородцевъ или Новгородскимъ, второй — путемъ Кіевлянъ или Кіевскимъ.

Новгородскій путь, на всемъ его протяженіи, исключая незначительныхъ пороговъ въ Волховѣ и Невѣ, не представлялъ затрудненій для судоходства. Кіевскій, напротивъ, былъ опасенъ большими порогами, которые еще и понынѣ составляютъ немаловажную преграду плаванію по Днѣпру, не смотря, что время и рука человѣка много ихъ уменьшили. Оба эти пути имѣли между собою судоходное сообщеніе, которое въ одномъ мѣстѣ хотя и прерывалось, но не на большое разстояніе. Изъ Балтійскаго, или, какъ тогда его называли, изъ Варяжскаго моря (15), чрезъ нынѣшній Финскій заливъ и рѣку Неву, по Ладожскому озеру, Волхову и озеру Ильменю, суда входили въ рѣку Ловать, а оттуда были перетаскиваемы, сухимъ путемъ, или волокомъ (отъ слова волочить), въ Днѣпръ, непосредственно соединяющійся съ Чернымъ моремъ. Русскимъ того времени были извѣстны еще два судоходные пути: по Западной Двинѣ, въ Балтійское, и по Волгѣ, въ Каспійское море (16). Занимавшій часть нынѣшнихъ губерній, Тверской и Смоленской, пространный Волоковскій лѣсъ, гдѣ Двина, Днѣпръ и Возга имѣли свои истоки, или верховья, и гдѣ протекала Ловать, былъ мѣстомъ, откуда Русскія суда, по произволу, могли, черезъ волокъ, спускаться въ любую изъ этихъ четырехъ рѣкъ (17).

Тот же текст в современной орфографии


Неудача не обезохотила Аскольда и Дира. В 867следующем году они явились опять в Чёрном море, воевали на берегах Греции, но не доходили до Царьграда. Приняв предложенный императором мир, они получили от него в дар золото, серебро и шелковые ткани и даже, как свидетельствуют византийские историки, крестились в христианскую веру (14).

С освобождением Киева от хазар в русской истории являются два отдельные государства: Рюриково на севере, Аскольдово и Дирово на юге. Новгород первенствовал в первом, Киев во втором. Географическое положение обеих столиц представляло тамошним жителям большие удобства для мореплавания. На Севере Волхов, Ладожское озеро и Нева, а на Юге Днепр, были два пути непрерывных сообщений с Балтийским и Чёрным морями. Первый удобно назвать путем новгородцев или новгородским, второй — путем киевлян или киевским.

Новгородский путь на всем его протяжении, исключая незначительных порогов в Волхове и Неве, не представлял затруднений для судоходства. Киевский, напротив, был опасен большими порогами, которые еще и поныне составляют немаловажную преграду плаванию по Днепру, несмотря, что время и рука человека много их уменьшили. Оба эти пути имели между собою судоходное сообщение, которое в одном месте хотя и прерывалось, но не на большое расстояние. Из Балтийского или, как тогда его называли, из Варяжского моря (15) чрез нынешний Финский залив и реку Неву по Ладожскому озеру, Волхову и озеру Ильменю суда входили в реку Ловать, а оттуда были перетаскиваемы сухим путем или волоком (от слова волочить) в Днепр, непосредственно соединяющийся с Чёрным морем. Русским того времени были известны еще два судоходные пути: по Западной Двине, в Балтийское, и по Волге, в Каспийское море (16). Занимавший часть нынешних губерний, Тверской и Смоленской, пространный Волоковский лес, где Двина, Днепр и Возга имели свои истоки или верховья, и где протекала Ловать, был местом, откуда русские суда по произволу могли через волок спускаться в любую из этих четырех рек (17).