Страница:Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия.pdf/86

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


водою, на стругѣ. Въ самое это время произошелъ случай, весьма непріятный для Ботлера. Одинъ изъ его соотечественниковъ, уже прежде проживавшій въ Москвѣ, подалъ на него доносъ въ разныхъ неправильныхъ дѣйствіяхъ по найму людей, и утверждалъ, что онъ, Ботлеръ, «писалъ себя карабелнымъ капитаномъ, не имѣючи на тотъ чинъ у себя паса, и на карабляхъ нигдѣ не бывалъ и карабелное дѣло ему не за обычай.» Допрошенный въ Посольскомъ Приказѣ, Ботлеръ сознался въ обвиненіяхъ его по первой статьѣ, и объявилъ, что хотя не имѣетъ патента на капитанскій чинъ, но въ знаніи своемъ морскаго дѣла, и въ томъ, что ходилъ на корабляхъ «начальнымъ человѣкомъ», во Францію, Англію, Испанію и Восточную Индію, ссылался на многихъ изъ своихъ единоземцевъ. Ему замѣтили, что «такъ дѣлать не годилось, также и капитаномъ не имѣючи у себя пасу писатца было не довелось же», и переименовали изъ корабельныхъ капитановъ въ «корабельные дозорщики».

По окончаніи всѣхъ необходимыхъ распоряженій въ Москвѣ, 14-го апрѣля, на святой недѣлѣ, Ботлеръ являлся во дворецъ, былъ допущенъ къ Царской рукѣ и при этомъ случаѣ представилъ Государю челобитную, о которой въ дѣлахъ Посольскаго Приказа записано слѣдующее: «Служилъ де онъ въ Голанской землѣ на караблѣхъ, и былъ во Францужской и въ Шпанской землѣхъ и въ иныхъ во многихъ опричныхъ государствахъ карабельнымъ дозорщикомъ; и въ прошломъ во 176 (1667) году, по указу его великаго государя, по письму Ивана фан-Сведена, служа ему великому государю, нанялъ за моремъ карабелныхъ людей и всякіе снасти, что къ тому караблю принастоитъ, искупилъ, и покиня де онъ въ Амстрадамѣ жену свою и дѣтей выѣхалъ къ нему великому государю къ Москвѣ, а быть мнѣ на Хвалимскомъ морѣ въ службѣ на караблѣ, и написали меня дозорщикомъ, а не капитаномъ, и чтобъ великій государь пожаловалъ его Давыда, велѣлъ бы ему служить на караблѣ капитанскую службу, а онъ ему великому государю долженъ служить какъ Богу». Снисходя на прошеніе Ботлера, «государь пожаловалъ, велѣлъ его написать капитаномъ».

Получивъ по поданнымъ росписямъ, большую часть вещей, не-

Тот же текст в современной орфографии

водою на струге. В самое это время произошел случай, весьма неприятный для Ботлера. Один из его соотечественников, уже прежде проживавший в Москве, подал на него донос в разных неправильных действиях по найму людей и утверждал, что он, Ботлер, «писал себя карабелным капитаном, не имеючи на тот чин у себя паса, и на караблях нигде не бывал и карабелное дело ему не за обычай». Допрошенный в Посольском приказе Ботлер сознался в обвинениях его по первой статье и объявил, что хотя не имеет патента на капитанский чин, но в знании своем морского дела и в том, что ходил на кораблях «начальным человеком» во Францию, Англию, Испанию и Восточную Индию, ссылался на многих из своих единоземцев. Ему заметили, что «так делать не годилось, также и капитаном не имеючи у себя пасу писатца было не довелось же», и переименовали из корабельных капитанов в «корабельные дозорщики».

По окончании всех необходимых распоряжений в Москве 14 апреля на святой неделе Ботлер являлся во дворец, был допущен к царской руке и при этом случае представил государю челобитную, о которой в делах Посольского приказа записано следующее: «Служил де он в Голанской земле на караблех, и был во Францужской и в Шпанской землех и в иных во многих опричных государствах карабельным дозорщиком; и в прошлом во 176 (1667) году, по указу его великаго государя, по письму Ивана фан-Сведена, служа ему великому государю, нанял за морем карабелных людей и всякие снасти, что к тому караблю принастоит, искупил, и покиня де он в Амстрадаме жену свою и детей выехал к нему великому государю к Москве, а быть мне на Хвалимском море в службе на карабле, и написали меня дозорщиком, а не капитаном, и чтоб великий государь пожаловал его Давыда, велел бы ему служить на карабле капитанскую службу, а он ему великому государю должен служить как Богу». Снисходя на прошение Ботлера, «государь пожаловал, велел его написать капитаном».

Получив по поданным росписям большую часть вещей, не-