Страница:Кузнецова В. Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей.pdf/25

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

минологию праздника. Последняя была двоякой. Применялся термин тэнатрытвангыргын, обозначавший установку постоянного зимнего жилища. Вторым являлся термин, употреблявшийся для первого осеннего убоя оленей, — улвэыргын (нулвэвк’ин), но с добавлением слова, указывавшего на зимний сезон, в который тэнатрытвангыргын совершался, т. е. леэлен нулвэвк’ин.

Зимний убой оленей производили в конце декабря и в январе. Празднику предшествовала перекочевка на новое место. Соседние стойбища стараются проводить тэнатрытвангыргын в разные дни месяца, чтобы все имели возможность погостить друг у друга.

Внутренняя часть яранги в это время приобретала праздничный вид: очаг обкладывался камнями, холодная часть жилища (чоттагын) освобождалась от всех лишних вещей и от мусора. Праздничный вид имели и жители стойбища, сменявшие свою обыденную одежду на более нарядную. К ярангам подгоняли стадо оленей. Мужчины во главе с хозяевами яранг производили отбор оленей для убоя, выбирая для этой цели наиболее жирных животных.

Хотя обряд совершался на жертвенном месте позади яранги, но убой оленей производили в двух местах: за ярангой и перед ней. Начинали убой перед ярангой. Заколотого хозяином оленя поворачивали головой на восток, под заднюю часть туши подкладывали подстилку из тальниковой ветки. Тушу разделывали при участии хозяек яранг и гостящих женщин. Закалывали одного, двух и даже больше оленей для каждой яранги.

Перед тем, как переходили к убою оленей на жертвенном месте (пояа’чын), последнее подготовлялось надлежащим образом. Здесь устанавливали два ряда нарт: кибитку и ездовые парты ставили в один ряд с одной стороны, а маленькие нарты — с противоположной, вплотную к ровдужному покрытию яранги. На маленьких нартах привозили связки семейных «охранителей» и огнивные доски. Везли эти нарты от входа жилища до места назначения по южной стороне яранги. Перевозил их чаще всего младший член семьи — мальчик, а помогал ему взрослый мужчина, подталкивая сзади нарты руками. Для удобства перевозки семейных «охранителей» помещали в кожаный таз, служивший для разбивания костей и мяса. По прибытии за ярангу «охранителей» перекладывали из таза на нарты, а таз устанавливали на земле рядом. Сюда привозили также камень, на котором дробят кости. Если в яранге имелось много святынь, то их перевозили на двух нартах, одни после других. Пригодными для этой цели могли быть нарты тэуррэлкыйн’э, на которых перевозились при перекочевках связанные вместе три основных шеста яранги. Порядок расположения нарт, помещаемых позади яранги, мало чем отличался от расположения таковых при осеннем убое оленей, описанном выше. Разница была лишь в том, что во время зимнего убоя их устанавливали позади яранги, а в осенний праздник перед ярангой.

Вслед за приготовлением жертвенного места приступали к убого на нем оленей для обрядовых целей. Начинали убой с оленей, принадлежащих переднедомной яранге. Приведенного на аркане оленя закалывал хозяин. Кровью этого оленя наносились знаки помазания. Сначала жена хозяина переднедомной яранги наносила знаки своему мужу, затем хозяин жене. Для помазания других членов семьи убивался отдельный олень или несколько оленей в зависимости от численности семьи. В некоторых случаях помазание начиналось с детей, без учета их возраста. Это происходило, когда хозяина не было в живых: его вдова вышла замуж вторично