Страница:Летопись самовидца о войнах Богдана Хмельницкого (1846).djvu/13

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


кого въ турму велѣлъ вкинуть, сына же его Тимоша́ въ два кія посередъ города бити; и зале́дво по прошенію жены Чаплинскаго изъ турмы Хмелницкаго выпущено.

Того жъ року король Владиславъ, по плачевному козацкому челобитю въ обѣдахъ несказанныхъ, написалъ листъ, за своею королевскою печатю до Барабаша́, асаула войскового, въ тѣ слова: „Ежели де жолнѣры есте добрые, шаблю и силу имѣете, и что вамъ за себе стать воспящаетъ?“ Какій королевскій листъ Зиновій, да онъ же и Богда́нъ, Хмелницкій досталъ фортелно у Барабаша́, во время дытыны его воспріемникомъ бывшаго, и вычитавъ предъ козаками и усовѣтовалъ ступать на Запорожже, и рушилъ декабра 7 дня, 1647 года, первѣе въ островъ Бу́чный[1], потомъ въ Рогъ Мики́тинъ, где найшолъ козаковъ съ 300 человѣка, съ которыми въ Сѣчи жолнѣровъ полскихъ всѣхъ выколовъ, послалъ до Исламъ Гирея хана помочи просить на Ляховъ, и выпросилъ.

По веснѣ гетма́нъ коронный и каштелянъ Павелъ Потоцкій комендировалъ сына своего Стефана въ 6-ти тысячахъ Ляховъ полемъ, а Барабаша́, учинивши за присягою гетма́номъ запорожскимъ, въ 6-ти тысячахъ реестровыхъ козаковъ водою Днѣпровою, при жолнѣрахъ нѣмецкихъ, зовемыхъ гусарія, на Запороже выправилъ ловить тамъ и разгромить Хмелницкаго; ибо знову для збунтовавшагося Хмелницкого козакамъ гетма́нство привернено въ концу 1647 року. Но Хмелницкій выйшолъ съ луговъ въ поле на Жовтые Воды, первые послалъ Дандру[2] до реестровыхъ козаковъ къ Днѣпру перемовлять ихъ на свою сторону, и перемолвилъ. Где заразъ Барабаша́ Фило́нъ Джеджелій скололъ сонного, а потомъ и всю старшину ихъ и полковниковъ лядскихъ то побили, то потопили ихъ драгуніею нѣмецкою, Ляхамъ измѣнившею, до Хмелницкого прійшли[3]. И тамъ когда генералъ, сынъ Потоцкого наспѣлъ съ войскомъ своимъ до Жолтыхъ Водъ, тотъ часъ баталія здѣлалась, и прогнали Ляховъ къ Княжимъ байра́камъ, где Потоцкій убитъ зосталъ, а съ нимъ и комисаръ козацкій, и войско его иное въ полонъ взято, въ томъ числѣ и Шемберка и Сапѣгу съ протчіими козаками и полковниками, а иныхъ посѣчено съ помочію Татаръ, туда до Хмелницкаго прибувшихъ съ Тугабе́емъ мурзою. Тамъ же и Ивана Виго́вскаго Хмелницкій въ полонъ взялъ, что сталося въ року 1648, мая 2 дня.

Послѣ же того что происходило, нижей сего въ лѣтописцѣ Хмелницкого пространно и ясно и удивително показанно и явствуетъ всіо[4].

  1. ВР. п. Бучки.
  2. ВР. п. Ганжу.
  3. ВР. п. Драгунія Нѣмецкая, Полякамъ измѣнивши къ Хмельницкому пришла.
  4. До сихъ поръ лѣтопись писана кѣмъ-то другимъ; это видно и по особенности языка, и потому, что описанное здѣсь начало войны Хмельницкаго, повторяется далѣе, съ большими только подробностями. Примѣч. П. Кулѣша.
Тот же текст в современной орфографии

кого в турму велел вкинуть, сына же его Тимоша́ в два кия посеред города бити; и зале́дво по прошению жены Чаплинского из турмы Хмелницкого выпущено.

Того ж року король Владислав, по плачевному козацкому челобитю в обедах несказанных, написал лист, за своею королевскою печатю до Барабаша́, асаула войскового, в те слова: „Ежели де жолнеры есте добрые, шаблю и силу имеете, и что вам за себе стать воспящает?“ Какий королевский лист Зиновий, да он же и Богда́н, Хмелницкий достал фортелно у Барабаша́, во время дытыны его восприемником бывшего, и вычитав пред козаками и усоветовал ступать на Запорожже, и рушил декабра 7 дня, 1647 года, первее в остров Бу́чный[1], потом в Рог Мики́тин, где найшол козаков с 300 человека, с которыми в Сечи жолнеров полских всех выколов, послал до Ислам Гирея хана помочи просить на Ляхов, и выпросил.

По весне гетма́н коронный и каштелян Павел Потоцкий комендировал сына своего Стефана в 6-ти тысячах Ляхов полем, а Барабаша́, учинивши за присягою гетма́ном запорожским, в 6-ти тысячах реестровых козаков водою Днепровою, при жолнерах немецких, зовемых гусария, на Запороже выправил ловить там и разгромить Хмелницкого; ибо знову для збунтовавшегося Хмелницкого козакам гетма́нство привернено в концу 1647 року. Но Хмелницкий выйшол с лугов в поле на Жовтые Воды, первые послал Дандру[2] до реестровых козаков к Днепру перемовлять их на свою сторону, и перемолвил. Где зараз Барабаша́ Фило́н Джеджелий сколол сонного, а потом и всю старшину их и полковников лядских то побили, то потопили их драгуниею немецкою, Ляхам изменившею, до Хмелницкого прийшли[3]. И там когда генерал, сын Потоцкого наспел с войском своим до Жёлтых Вод, тот час баталия зделалась, и прогнали Ляхов к Княжим байра́кам, где Потоцкий убит зостал, а с ним и комисар козацкий, и войско его иное в полон взято, в том числе и Шемберка и Сапегу с протчиими козаками и полковниками, а иных посечено с помочию Татар, туда до Хмелницкого прибувших с Тугабе́ем мурзою. Там же и Ивана Виго́вского Хмелницкий в полон взял, что сталося в року 1648, мая 2 дня.

После же того что происходило, нижей сего в летописце Хмелницкого пространно и ясно и удивително показанно и явствует всио[4].



ЛѢТОПИСЕЦЪ
О НАЧАЛѢ ВОЙНЫ ХМЕЛНИЦКОГО.[5]

Початокъ и причина войны Хмелницкого есть едино отъ Ляховъ на православіе гоненіе и козакомъ отмщеніе, тогда бо онымъ не хотячи, чего не звыкли были, па́нщины робити, на службу замковую обе́рнено, которыхъ зъ листами и въ городѣ до хандожанія коней старостовъ держали, въ дво-

  1. ВР. п. Бучки.
  2. ВР. п. Ганжу.
  3. ВР. п. Драгуния Немецкая, Полякам изменивши к Хмельницкому пришла.
  4. До сих пор летопись писана кем-то другим; это видно и по особенности языка, и потому, что описанное здесь начало войны Хмельницкого, повторяется далее, с большими только подробностями. Примеч. П. Кулеша.
  5. Здѣсь начинается лѣтопись современника. Примѣч. П. Кулѣша.
Тот же текст в современной орфографии
ЛЕТОПИСЕЦ
О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ ХМЕЛНИЦКОГО.[1]

Початок и причина войны Хмелницкого есть едино от Ляхов на православие гонение и козаком отмщение, тогда бо оным не хотячи, чего не звыкли были, па́нщины робити, на службу замковую обе́рнено, которых з листами и в городе до хандожания коней старостов держали, в дво-

  1. Здесь начинается летопись современника. Примеч. П. Кулеша.