Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/376

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 365 —

и передавать копии этих бумаг без посредства канцелярии и судебных приставов[1] (Уст. 308).

В дальнейшем анализе этого предмета мы встречаемся с вопросами: кому и где должна быть доставлена та или другая бумага и какие нужны доказательства доставки?

Пока тяжущийся не назначил себе поверенного для везения дела, все бумаги, подлежащие сообщению стороне, обыкновенно доставляются в собственные ее руки (Уст. 63, 282, 305, 725. Уст. Торг. 1535). Если стороной в деле является такое лицо, у которого есть законные представители, то бумаги вручаются им; так, наприм., вместо несостоятельного должника получают их попечители конкурсной массы (Уст. 289. Уст. Торг. 1, 903 и след.), вместо малолетних — опекуны, за присутственное место — чиновники и т. п. В делах обществ и компаний бумаги доставляются их управляющим или агентам, а в полном товариществе одному из товарищей (Уст. 288). Но после того, как сторона заявила суду о назначении поверенного для ведения дела, бумаги должны доставляться уже не доверителю, а поверенному (Уст. 46, 50, 249), и если заявлено о перемене поверенного, то новому поверенному, а не прежнему (Уст. 251. 70 г. Кас. 55). Кроме того, как доверитель, так и поверенный может заявить суду, что он уполномочивает такое-то лицо, живущее в том городе, где находится суд, на получение всех посылаемых ему бумаг; в таком случае все бумаги доставляются этому уполномоченному на получение их лицу (Zustellungs oder Insinuations-Mandatar. Уст. 308, 310).

Может случиться, что пристав не застанет дома то лицо, которому он должен вручить бумагу, или не будет им принят. В таких случаях он отдает бумагу домашним адресата или заведующему его имением, либо домом, и торговым заведением (Уст. Торг. 1, 536), дворнику его дома (72 г. Кас. 346, д. Бобровского), и даже соседу его, если они согласятся доставить ее ему и дадут в том расписку (Уст. 64, 282); но вместе с тем пристав должен довести об этом обстоятельстве до сведения полиции или волостного начальства и прибивает копию повестки за своею подписью: в городах — к дому полицейского управления, а в селениях — к дому сельского старосты или десятского (Уст. 283). Если бы никто из домашних и других близких адресату лиц не был отыскан или не согласился принять бумагу для передачи, то она оставляется с этой целью у местного начальства и копия повестки прибивается к дому этого начальства (Уст. 65, 285).

Мы уже заметили выше, что если тяжущийся находится в суде, то бумаги, следующие к доставке ему, вручаются ему тут же под расписку (Уст. 307). Некоторые бумаги, наприм., решения суда, постановленные не в заочном порядке (Уст. 714 и след.), даже совсем не подлежат пересылке тяжущимся; они могут читать их в канцелярии суда и брать с них копии, если хотят, но на дом к ним они не посылаются. Сюда принадлежат и все резолюции суда, объявляемые сторонам посредством провозглашения или устной речи судей (Уст. 700. Уст. Торг. 1, 732 и сл.). И самый вызов сторон в заседание суда может быть объявлен им словесно в преды-

  1. Также Франц. 75, 77 и др. Ганнов. 133. Бад. 236. Герм. Пр. 169.