Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/197

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 186 —

платежу или к возвращению какого-нибудь имущества ответчику[1]. Напротив, ответчик, проигрывая процесс, обыкновенно обязывается к какому-нибудь действию в пользу истца, положительному или отрицательному, наприм. к передаче имущества, к платежу и т. п.

Однако, есть исключения из этого правила. По некоторым делам (judicia duplicia)[2] каждая сторона в процессе играет двоякую роль — истца и ответчика, и может быть присуждена к известному пожертвованию к пользу противника. Таковы именно дела о восстановлении нарушенного владения, в которых владение может быть присуждено или истцу или ответчику. Таковы же дела о разделе общего имущества, потому что здесь и лица, просившие о разделе и признаваемые с формальной точки зрения истцами, могут быть присуждены к уступке той части общего имущества, которою они владели, другим соучастникам[3]. Вообще раздел необходимо затрагивает интересы всех соучастников и каждый из них может поплатиться тем, чем прежде владел, если по разверстке его доля окажется менее, и, наоборот, может получить от других соучастников то, что́ причтется на его долю (Уст. 1412, 1419, 1420).

Напротив, процесс по встречному иску не составляет исключения из общего правила. Когда встречный иск соединяется в одном производстве с первоначальным иском, это соединение надобно считать чисто формальным; по существу же дела здесь два процесса с противоположными ролями сторон, так что истец в одном процессе является ответчиком в другом. Согласно с этим положением распределяется и обязанность доказательства между сторонами, и ответчик по каждому иску может быть присужден к удовлетворению истца, так что только в заключение целого производства по двум искам оказывается возможным свести обоюдные расчеты между сторонами к одному результату.

§ 37. Способность к процессу. Способность вести процесс лично или через уполномоченных, в качестве стороны или пособника, называется способностью к процессу (Processfähigkeit, legitima persona standi in judicio), или — что то же — „способностью отыскивать и защищать на суде свои права“ (Уст. 17). Она принадлежит каждому лицу, физическому или юридическому, имеющему возможность обладать гражданскими правами, каждому субъекту прав, насколько закон не установляет для нее ограничений (Уст. 17).

1) Ограничения способности к процессу. В старое время они были весьма многочисленны и разнообразны: кроме ограничений, вытекавших из материального гражданского права, которых было множество в те века рабства и суровой подчиненности властям семейным, родовым, помещичьим и т. д., существовали еще особые

  1. Такое присуждение, без искового прошения со стороны ответчика, влекло бы за собою отмену решения.
  2. Inst. IV, 15, § 7: Duplicia vocantur (interdicta uti possidetis et utrubi), quia par utriusque litigatoris in his conditio est, nec quisquam praecipue reus quam actoris partem sustinet.
  3. L. 10 Dig. 10, 1 (Julian). Judicium communi dividunde, familiae erciscundae, finium regundorum tale est, ut in eo singulae personae duplex jus habeant, agentis et ejus, quocum agitur.