Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/224

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 213 —

вывается обыкновенно на какой-нибудь частной сделке, например, на купле-продаже. В этом старинном обычае, подтвержденном законом 1816 г., заключается одна из причин, мешающих слиянию сословий стряпчих и адвокатов. Число стряпчих при каждом суде строго определено. Они составляют замкнутую корпорацию, в которой каждое место члена покупается за деньги и иногда стоит очень дорого. Самый промысел их обложен патентным сбором в пользу казны.

Занятия стряпчих состоят: 1) в праве представительства сторон на суде, а по делам сокращенного судопроизводства и в праве защищать устно их права и интересы. Представительство сторон заключает в себе: а) право сочинять и подавать разные судебные бумаги и выполнять вообще разные обряды для подготовки дела к устному состязанию (droit de postuler); б) право предъявлять суду требования или притязания тяжущейся стороны (droit de conclure). Кроме этой тяжебной деятельности, которая дает им доход по таксе, стряпчие имеют еще 2) право производить аукционные продажи по судебным делам и даже могут участвовать сами в этих торгах, как покупатели.

Гораздо выше этого промысла стоит сословие адвокатов, по крайней мере по идее, по общественному положению, по юридическим сведениям и дарованиям, по серьезным заслугам в области юридической литературы и т. д. Le titre de l’avocat может получить каждое лицо, окончившее курс юридических наук, но к profession de l’avocat допускается оно только после трехлетнего стажа и по внесении его имени в tableau des avocats[1]. Число адвокатов неограниченно, но круг их судебной деятельности стесняется вследствие того правила, что адвокат не должен брать на себя занятий стряпчего. По старинному обычаю во Франции считается совершенно неприличным, чтобы адвокат сам непосредственно входил в переговоры с тяжущимся о защите его дела, принимал от него письменную доверенность, или взыскивал с него гонорар. В соглашение с тяжущимся вступает только стряпчий, он принимает на себя ведение дела и становится хозяином его (dominus litis) и представителем тяжущейся стороны. Деятельность адвоката сводится только к подаче советов или письменных заключений о деле, главным же образом состоит в устной защите сторон на суде. Адвоката приглашает уже стряпчий, а не сам тяжущийся. Такой порядок вещей ставит адвокатов в зависимость от стряпчих, в зависимость тяжелую — денежную. Обыкновенно бывает так, что адвокат входит в соглашение со стряпчим, или с каким-нибудь agréé или agent d’affaires, с тем, чтобы они передавали ему для защиты все дела их конторы, с условием дележа гонорара, а иногда даже просто за определенный оклад жалованья в год. Это так называемые avocats d’étude, адвокаты контор. Иногда отношение изменяется: если адвокат человек состоятельный, то он сам заводит себе контору, но так как на свое имя он не может содержать ее, он основывает

  1. Такие профессиональные адвокаты, в случае надобности, приглашаются для пополнения состава присутствия в судебных заседаниях, заменяют прокуроров в случае их устранения, болезни и т. п.