Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/227

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 216 —

мого. Он не собирает сам доказательств, наприм. свидетелей и т. п. Вообще все сношения с тяжущимися по денежной части и подготовка дела лежат на обязанности стряпчего. Зато, только адвокат вправе защищать тяжущихся состязательными бумагами и устною речью в высших судах. Стряпчие имеют такое право только в судах графств[1].

В Германии в старое время также существовали и адвокаты, и стряпчие, но с течением времени в бо́льшей части германских государств эти сословия слились в одно. Так, наприм., в Пруссии сословие стряпчих (Procuratoren) было отменено в 1725 г.; остались одни адвокаты, сосредоточившие в своих руках как промышленную, так и техническую сторону судебной защиты и представительства[2]. Последствия этой меры были весьма интересны. В тех странах, где существует разделение между адвокатурою и стряпчеством, жалобы публики обыкновенно направлены только против этого последнего класса ходатаев по делам. Напротив, в Пруссии, после упомянутой меры, жалобы тяжущихся обратились на адвокатское сословие вообще, потому именно, что в нем сосредоточились все операции судебного представительства и защиты. В правление Фридриха ІІ-го последовала другая мера. У адвокатов отнято было право представительства в процессе; тяжущиеся стороны обязаны были являться в суд лично или через частного уполномоченного, для представления своих требований, объяснений и доказательств; им дозволялось только иметь при себе ассистента из лиц, сведущих в законах, который бы мог изложить суду юридическую сторону дела и вместе с тем контролировать законность действий судей, и быть заступником тяжущегося. Эти-то ассистенты и заменили собою адвокатов. Правительство желало притом поставить их в такое положение, чтобы они не были лично заинтересованы в деле и подавали бы советы тяжущимся совершенно беспристрастно, защищая только правую сторону. С этою целью судебная защита тяжущихся возложена была на самих членов суда, в составе которого назначены для того особые члены ассистенты (Assistenzräthe), получавшие жалованье от казны.

Реформа, очевидно, имела в виду очистить адвокатское сословие от стряпческого, промышленного элемента. Но она не дала этому элементу никакой организации и не замедлила вызвать против себя жалобы. Личная явка тяжущихся на суд соединена с неудобствами и не всегда возможна. С другой же стороны, часто довольно трудно отыскать лицо, которое, не занимаясь хождением по судебным делам как постоянным промыслом, согласилось бы принять на себя ведение чужого дела в качестве поверенного. Чем более развивается гражданский быт, тем необходимее становится организация особого класса лиц для хождения по судебным делам.

Члены-ассистенты вскоре заменены были комиссарами юстиции (Justizcommissarien). Эта мера была поворотом к прежнему порядку вещей. Комиссары не получали определенного жалованья и имели

  1. В С. Америке роли стряпчих и адвокатов разделены только в верховном суде союза, в прочих же судах каждый адвокат (counsel) есть в то же время и стряпчий (attorney). Kent, l. cit Bouvier cit.
  2. См. об этом и о дальнейшей истории адвокатуры в Пруссии соч. Гнейста: Freie Advocatur, 67 г.