Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/239

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 228 —

университете, тем более, что они не имеют законного основания (Уст. Торг. 1202—93).

Обязанности помощников в отношении к их доверителям без сомнения те же самые, как и обязанности присяжных поверенных, указанные нами выше. Они вытекают из самого существа отношений между доверителями и таким классом поверенных, который установлен самим законом и должен потому занимать ответственное положение, обеспечивающее публику. По соглашению с присяжными поверенными, помощники могут быть обязаны и к безвозмездной защите подсудимых и лиц, пользующихся правом бедности („Суд. В.“ 73 г., № 147), хотя участвующие в деле лица, имея право на защиту своих дел опытными присяжными поверенными (Учр. 307, 392, 393), могут по закону отводить помощника, если находят его недостаточно опытным.

Надзор за помощниками присяжных поверенных существует в троякой форме. Во-первых, они состоят в частном отношении к своему патрону, присяжному поверенному. По мысли закона, он должен руководить их в занятиях (Учр. 354), поддерживать советами и указаниями. Отношение здесь частное, основанное на добровольном соглашении сторон: каждая сторона может во всякое время прекратить его, если не связана какими-нибудь условиями договора. Обыкновенно, впрочем, помощники действуют совершенно самостоятельно и только числятся по спискам за тем или другим присяжным поверенным. Случается даже, что патрон их живет в одном городе, а помощник в другом, наприм. петербургские присяжные поверенные имеют помощников в Новгороде и других местах округа здешней судебной палаты. В таких случаях, очевидно, не может быть речи о действительном надзоре патронов за помощниками; но в нем нет и особенной надобности, потому что он заменяется другими способами надзора.

В тех городах, где есть совет присяжных поверенных, он имеет на практике надзор за помощниками, принимает жалобы на них и подвергает их дисциплинарным взысканиям. Эта практика не основана на законе, а утверждается на авторитете совета и на добровольном подчинении ему помощников. Поэтому право надзора со стороны совета не может выходить за пределы этого добровольного подчинения. Так, наприм., если бы совет постановил исключить известное лицо из числа помощников, то по жалобе этого лица палата отменяет определение совета („Суд. В.“ 72 г., № 147, и 71 г., № 88).

Где нет совета, там надзор за помощниками принадлежит окружным судам, при которых они состоят (Учр. 249, п. 3, 250, 262 и 378), а во второй инстанции судебным палатам (376—77), затем и каждое судебное место, в котором они ведут дела, имеет несомненное право надзора за их действиями (Учр. 154 и след. Зак. 25 мая 1874 г., ст. 2, 14—16). Если же помощник поступил, кроме того, и в присяжные стряпчие коммерческого суда, то в этом звании он подчиняется и дисциплинарной власти этого суда (Уст. Торг. 1294).

3. Присяжные стряпчие. Они определяются и увольняются коммерческим судом в достаточном, по его мнению, числе и имеют исключительное право быть поверенными по делам, которые производятся в этих судах. Так что поверенным в коммерческом суде никто не может быть, кто не внесен в список присяжных стряп-