Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/253

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 242 —

мешает суду постановить решение, если уже окончено словесное состязание (Ср. C. de proc. 342 ss).

§ 48. Представительство по другим основаниям. Кроме поручения со стороны представляемого лица, есть еще другие основания представительства в процессе. Когда тяжущийся поручает ведение своего дела поверенному, то выбор и назначение поверенного зависят от доброй воли самого доверителя. Представительство можно назвать здесь добровольным. Но есть случаи, где само заинтересованное лицо не способно ни вести дела лично, ни поручить ведения его поверенному. Таковы, например, случаи малолетства, сумасшествия и т. п., когда заинтересованная сторона не имеет дееспособности и, следовательно, не может ни совершить акта доверенности, ни вести процесс лично. Очевидно, здесь представительство необходимо и выбор представителя не может зависеть от воли представляемого: сам закон должен указать, кто в этих случаях считается представителем недееспособного лица. Такие представители называются законными, потому что право представительства принадлежит им не по договору доверенности, а в силу закона, который соединяет это право с определенными отношениями их к представляемому лицу. Название понятное, но, к сожалению, двусмысленное и сбивчивое: из него как будто следует, что представительство по доверенности незаконно, тогда как на самом деле доверенность служит столько же законным основанием представительства, как и другие акты или отношения, с которыми по закону связывается право представительства. С другой стороны непосредственным основанием законного представительства служит не закон, а какой-нибудь акт или отношение, из которых по закону вытекает право представительства.

Законными представителями считаются:

1. Опекуны и попечители. Так, за всех, состоящих под опекою по несовершеннолетию или по душевным и физическим недугам, ищут и отвечают на суде их опекуны, а если особого опекуна не назначено, их родители (Уст. 19, X, I, 226—231). Законное представительство по делам несовершеннолетних продолжается до тех пор, пока они достигнут совершеннолетия (70 г. Кас. 1347, д. Копыткиной), и принадлежит как опекунам, так и попечителям[1]. И в других случаях опеки и попечительства, вместе с правом управления имущественною массою, опекуну или попечителю принадлежит и право судебного представительства. Так, например, когда учреждается опека над массою наследства (X, 1, 1226, 1235, 1098. Уст. гр. суд. 215) или над имуществом безвестно отсутствующего лица (Уст. 1453—54), или конкурсное управление над имуществом несостоятельного должника (Уст. 21. Уст. Торг. 1931, и след.), опека над имением расточителя (Уст. 20. Уст. о пред. прест. 237—240).

2. Органы юридических лиц. Так как сами юридические лица не имеют дееспособности, то за них действуют особые ор-

  1. Contra Побед. § 316. В деле Миронова действительно оставлена без рассмотрения кассационная жалоба попечительницы несовершеннолетнего сына, как не представившей никакого удостоверения в том, что она состоит попечительницей (71 г., Кас. 888). Ср. выше § 37.