Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/261

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 250 —

можно. С другой стороны, справедливость требует, чтобы нарушитель права не освобождался от всякой ответственности потому только, что он успел безвозвратно разрушить прежний порядок вещей. Справедливо также, чтобы потерпевшее лицо, вместо отнятой у него ценности, получило, по крайней мере, суррогат ее. Таким суррогатом или представителем и мерою ценностей в современном быту служат деньги.

Иски о вознаграждении подразделяются на две группы: а) иски о вознаграждении за вред и убытки. Они основываются на субъективном моменте правонарушения, именно на вине лица, совершившего нарушение. Нет надобности, чтобы оно обогатилось посредством нарушения или употребило чужую ценность в свою пользу. Мерою вознаграждения служит здесь частью тяжесть вины (это так наз. штрафные иски, actiones poenales, см. пример в X, 1, 645 и 667), главным же образом размер убытков, понесенных лицом, потерпевшим от нарушения; иногда размер вознаграждения определяется обычаем или законом (например, проценты за просрочку), условием договора (X, 1, 1573 и сл., 1679 и др.), вообще же судом, в случае надобности, с помощью экспертов (X, 1, 675).

б) Иски из обогащения. Они имеют целью возмещение ценностей, неправильно обогативших одно хозяйство на счет другого без вины получателя. Нередко случается, что какая-нибудь вещь или ценность передается от одного лица другому по основанию недействительному или впоследствии уничтоженному (sine causa). Таким образом одно хозяйство терпит ущерб (deminutio rei familairis), а другое обогащается на его счет (ampliatio rei fam.) В этих случаях, как нам уже известно, допускаются отрицательные иски о недействительности или об уничтожении акта и с этими исками соединяется положительное требование о возвращении имущества. Если вещь еще не вышла из рук приобретателя, а находится в его хозяйстве в том самом виде, в каком передана ему, то за уничтожением акта передачи можно предъявить к нему вещный иск о возвращении вещи in specie (revindicatio). Но когда тождество вещи уже утратилось, когда она переработана, потреблена или отчуждена получателем, тогда взамен ее можно требовать эквивалента или равноценности. Размер этого требования определяется исключительно количеством неправильного обогащения одного хозяйства на счет другого. Предполагается, что здесь нет вины на стороне получателя, а потому он не обязан отвечать за убытки, какие понесены другим хозяином сверх этого размера обогащения. Положим, напр., что по договору найма внесена арендная плата вперед, а потом договор признан недействительным; в таком случае можно требовать возвращения уплаченной суммы (71 г. Кас. 14, д. Морщининой). Точно также, если товар поступил в лавку купца без основания, то хозяин может востребовать его обратно (Спб. ком. суда по д. Ефимова в „Суд. В.“ 68 г. № 101). Должник, получивший деньги по закладной, обязан возвратить их, когда закладная признана недействительною (Спб. С. Пал. по д. Аносова, в „Суд. В.“ 74 г. № 97).

К искам о восстановлении прежнего состояния относятся, между прочим, иски о восстановлении нарушенного владения. Мы уже имели случай указать на особенности этих исков. Цель их состоит в охранении владения независимо от вопроса о праве. Со-