Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/303

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 292 —

выражается действие распорядительной воли одного или нескольких лиц — односторонние акты или сделки. Таковы, наприм., духовные завещания, судебные решения, договоры, акты диффамации, обиды и т. п. Далее сюда же можно отнести те документы, в которых распоряжение правами или интересами выражается посредством признания фактов, вредных тому лицу, которое дает это признание. Таковы расписки о получении долга (Уст. 473—75. Уст. Торг. 1643—45), долговые и сохранные расписки и т. п. Есть документы, которые обыкновенно составляются одного из заинтересованных сторон, но получают силу обязательства для другой стороны только после того, как она признает их; это признание выражается обыкновенно подписью. Наприм., книги розничных и мелочных торговцев и мастеровых людей могут служить доказательством против того лица, кому поставлены товары или произведены работы, но по тем только статьям, по которым есть его расписки (Уст. 470). Счеты, записки и всякие домашние бумаги получают силу доказательства в пользу того, кем были ведены или писаны, если подписаны должником[1]. Но против того, кто их вел или писал, они могут служить доказательством, если заключают в себе признание (Уст. 469—72. Уст. Торг. 1630, 1641).

б) Разные показания или заявления заинтересованных лиц. Односторонние показания лица в свою пользу или в интересах близких ему людей естественно не имеют большого авторитета. Положим, наприм., что кто-нибудь пишет у себя в кабинете в записную книжку или в духовном завещании, что такое-то лицо состоит ему должным столько-то руб. Такие заявления, очевидно, не должны считаться совершенными доказательствами в пользу его или его преемников, потому что каждый может написать для себя столько долгов, сколько ему вздумается, но никто не вправе распоряжаться интересами посторонних лиц и налагать на них обязательства без их ведома и согласия. Заявления этого рода получают силу доказательства только при известных условиях и обстоятельствах. Так, наприм., когда в совершении акта участвовали стороны с противоположными интересами, под влиянием которых они должны были относиться, скептически к заявлениям противника; в таких случаях эти заявления могут служить доказательствами как против, так и в пользу того, кто их сделал. Поэтому, наприм., если в акте показан день совершения его, это показание считается достоверным для лиц, участвовавших в акте и для преемников их. Но против третьих лиц оно не имеет безусловной достоверности; они могут оспаривать день совершения акта, если показание это не удостоверяется другими доказательствами, наприм., свидетельством нотариальных учреждений (Уст. 476, 477).

Показания заинтересованных сторон в свою пользу получают некоторую вероятность, если одна сторона имеет возможность контролировать другую. Особенно важно это, когда стороны находятся в продолжительных деловых сношениях между собою, когда один купец, наприм., поставляет товары другому и в свою очередь получает от него, выдает на него векселя и сам принимает его векселя и т. п. Если обе стороны ведут книги и записывают в них свои операции, есть возможность поверять их взаимно, по-

  1. О расчетных книжках, как доказательстве работ Суд. В. 67 г. № 159.