Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/398

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 387 —


Для окружных судов установлены, в виде общего правила, обыкновенный порядок судопроизводства и, в виде исключений, сокращенное и расчетное производство[1]. Обыкновенное движение дел отличается медленностью и рассчитано на то, чтобы в этом порядке как сами стороны, так и суд имели достаточно времени для основательной подготовки к процессуальным действиям; сокращенное производство допускает некоторую быстроту в переходах от одного действия к другому. Обыкновенное производство начинается по закону предварительною письменною подготовкою дела, для которой установлены законом определенные сроки (Уст. 312—323), а в сокращенном производстве может и не быть такого обмена состязательных бумаг между сторонами (Уст. 354, 362). Таковы главные отличительные черты того и другого производства. Что касается применения того или другого порядка, то, по мысли Устава, обыкновенный порядок составляет общее правило, а сокращенный — исключение; другими словами, по общему правилу течение дел должно быть медленное, переходы от одного действия к другому должны быть настолько продолжительны, чтобы возможно было обдумывать и взвешивать каждый шаг, как бы это нужно было по самому сложному и запутанному делу. Между сотнею дел может встретиться, наприм., одно до такой степени трудное и многосложное дело, что на первоначальный ответ по иску понадобится от одного до шести месяцев с причислением поверстного срока, на возражение и опровержение также около месяца, на изучение бумаг докладчиком опять какой-нибудь промежуток времени до дня слушания дела, на сочинение апелляционной жалобы четыре месяца, на просьбу об отмене решения опять четыре месяца и т. д. По этому масштабу труднейших дел и рассчитан обыкновенный ход судопроизводства. Он возведен в общее правило, в общую форму производства, установленную законом. Сокращенный же порядок есть исключение, допускаемое только по основаниям, определенным в законе. В этом отношении любопытно сравнить наш Устав с новыми законодательствами Европы. Французский устав также считает обыкновенное производство общим правилом, а сокращенное исключением; но он оставляет суду полную свободу применять эту сокращенную форму ко всем делам, которые требуют быстроты действий и безотлагательного решения[2] (demandes qui requièrent célérité. Art. 404). То же самое мы видим и в других законодательствах, которые признают обыкновенное производство за общее правило. Наприм. Итальянский устав определяет для обыкновенных дел длинную лестницу сроков явки

  1. Bellot, стр. 27 и след. Bordeaux, стр. 434 и след. Locré, Legisl. т. 21, стр 507, 634 и след. Allard, стр. 29 и след. Мотивы Ганнов. Уст. в изд. Леонгардта, стр. 148 и след. Barth, com. zur bayer. Prozessord. § 62 и след., 194 и след. Бавар. Уст. § 224 ff. 259 ff. Schmidt, II, § 277 ff. 307 ff. Мотивы Герм. Проекта 1872 г. § 3 и след. (Allg. Begründ.) § 298 ff. Boitard, t. I. § 592 ss. Мотивы в изд. Уст. Гр. Суд. Госуд. Канц. к ст. 348, 896 и след. Объяснит. записка к проекту Уст. Торг. Суд., стр. 143 и след. Малинин, Убеждение, стр. 92 и след.
  2. В Ордон. 1667 г. titre XVII, art. 1—5, сделан был длинный перечень дел сокращенных. При составлении Code de proc. civ. перечисление всех их признано невозможным и потому постановлено общее правило, указанное в тексте. Locré, Legisl. т. 21, стр. 507 (observ. du Tribunat) и 634 (доклад Перена, № 63).