Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/46

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 35 —

уголовное обстоятельство; по крайней мере так следует поступать, когда усматриваемое в деле уголовное обстоятельство относится к частным преступлениям, которые подлежат преследованию только по жалобам потерпевших лиц (70 г. Кас. 625, д. князя Волконского).

Затем, когда во время производства гражданского дела из обстоятельств его откроется общее преступление, требующее уголовного преследования, то об этом предмете сообщается прокурору, от которого уже потом зависит дальнейшее направление его в уголовном порядке (ст. 8 Уст. гражд. суд.). Когда преступление — частное и нет уголовного иска от потерпевших лиц или их законных представителей, уголовное преследование, конечно, не может быть начато (ст. 5 Уст. угол. суд. Улож. ст. 157. М. Уст. 18—20). Если же есть уголовная жалоба или преступление общее, подлежащие мировому суду, то уголовное дело обращается к особому производству, в уголовном порядке, потому что суд ни в каком случае не вправе вносить разбирательство по обоим делам, гражданскому и уголовному, в один протокол и постановлять один общий для обоих дел приговор (69 г. Кас. 1113, д. Ренье). Впрочем, мировой суд не безусловно обязан заводить у себя особое дело по каждому подозрению или требованию, заявленному тяжущимися сторонами во время гражданского производства, а только тогда, когда найдет достаточный повод к возбуждению уголовного преследования (72 г. Кас. 501, д. Бойки. Срав. уст. угол. суд. ст. 42).

Такое же выделение чуждых вопросов ad separatum может иметь место и в уголовном суде, потому что иски о праве гражданском обыкновенно должны подлежать разрешению в порядке гражданского суда. Из этого правила допускается, впрочем, исключение. Есть одна довольно обширная группа исков, которые основываются на преступлении и стоят в такой тесной связи с уголовным приговором о нем, что закон допускает возможность соединения их в одно производство с уголовным делом. Таковы именно иски об удовлетворении за вред или убыток, причиненный преступлением или проступком. Они могут быть предъявлены, по желанию истца, или в уголовном суде во время производства уголовного дела, до открытия судебного заседания, или в суде гражданском до истечения срока давности (Уст. угол. суд. 6 и 7., Уст. гражд. суд. ст. 5). Если иск заявлен в уголовном суде, то он присоединяется к уголовному производству (отсюда и название его Adhäsionsprocess) и обыкновенно разрешается судом уголовным наряду с уголовными вопросами дела. Такое дозволение уголовному суду рассматривать иски о вознаграждении основано на том, что в этих случаях право гражданского иска есть последствие того же самого действия или упущения, которое в виду уголовных его последствий подлежит рассмотрению уголовного суда. Когда суд признает факт преступления совершившимся, а обвиняемого виновным, то право потерпевшего лица на вознаграждение делается бесспорным и может быть присуждено короче всего тем же судом. Гражданский иск здесь зависит от разрешения уголовного обвинения, так что если бы даже потерпевшее лицо предъявило его в гражданском суде, последний, конечно, обязан был бы