Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/72

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 61 —

влено было сообщать ее тяжущимся для прочтения и рукоприкладства (447 и след.), на что́ и назначался им срок. Вообще же в канцелярском судопроизводстве господствовала тайна, потому что и для чинов судебного ведомства обязательно было общее правило, по которому состоящее в службе лицо должно хранить свято и ненарушимо всякую касающуюся службы тайну (Уст. служ. 1191. Ср. Воин. Проц. гл. 1. п. 10). Поэтому публике не было доступа в суды даже и такие, где в виде исключения допущено было устное разбирательство дела, наприм. в коммерческих (учр. 1832 г.) и торговых словесных судах при магистратах и ратушах (XI, 2, 1771 и след.).

Мы не будем говорить о злоупотреблениях, вызванных на практике этою тайною, этим господством канцелярий, проволочкою дела за собиранием справок и пересылкою на ревизию или пересмотр по жалобам через длинный ряд судебных инстанций. Это были простые последствия начал, лежавших в основе судоустройства и процесса, на раскрытие которых обращено теперь наше внимание. Для судьбы нашего процесса было весьма важно, что со времени реформ Екатерины II, закончивших бурную эпоху законодательных экспериментов Петра I и его ближайших преемников, наступил период довольно спокойного развития судебной практики, период установления судебного опыта, собирания и свода законов. В это именно время выработались у нас прочные правила и обряды судопроизводства и в Своде законов практика получила, вообще говоря, довольно полную и стройную систему определенных норм для судебных решений, систему, в которой понятия громадного организма нашей общественной жизни были разграничены и приведены в порядок с удивительною для того времени силою анализа. Стремление к разграничению исторического материала сказалось и в Своде законов о гражд. судопр. (2 ч. X т.); здесь, кроме деления взысканий на бесспорные и спорные, установлено четыре главных и 18 особенных порядков гражд судопр., да сверх того еще примирительное разбирательство и особые изъятия для разных губерний России и Сибири[1]. Понятия о правах гражд. также постепенно выяснялись и крепли; мы видим, что публичные начала, ослаблявшие в древней Руси всякого рода частное владение, постепенно стираются, особенно со времени Екатерины II, и владение вырастает в прочное право собственности. 19-е февраля открыло собою новый ряд преобразований, направленных к той же цели — развитию

  1. Впрочем, не все местные законы вошли в Свод. Так, в Финляндии действует шведское уложение — Sweriges Rikes Lag. 1734 г., с последующими прибавлениями и изменениями, сохранившее в своих 12 заседателях судов древнее германское учреждение шёффенов. (Есть изд. 1807, 1824 и 1856 г.) Лундаль Изображение суд. в Финл. 1852. В Остзейском крае действуют разные древние источники, развитые и видоизмененные судебною практикою при пособии германской теории процесса. Schmidt, Verfahren nach livländishem Landrecht и его же статьи в Dorp. Zeit. I. 1 (1868 и 1869 г.) Старые учебники Нильсона 1806, Самсона, Бунге, Geschichte, 32 и 49 г. Der Stadt Riga Statuta und Rechte, изд. 68 г. Vorschläge zur Reform Цвингмана и др. Estländ. Ritter u. Landrechte, изд. литер. общества 52 г. Св. Зак. Ост. т. 1, ч. 1. В польском крае принят был во времена Наполеона I фран. C. d. pr. civ. Польские законы и др. источники см. в Сбор. Постан. Ц. Пол., 67 г., т. VI—VIII.