Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/89

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 78 —

ной силы закона и за единообразным его исполнением всеми новыми судебными установлениями империи (Учр. ст. 5). Такое верховное положение сената соответствует и первоначальной идее, с которой он учрежден был в 1711 г. Петром Великим; по мысли Петра правительствующий сенат должен был составить верховное место государственного управления, административного, судебного и даже законодательного; только с течением времени, когда законодательная и высшая административная деятельность сосредоточилась в других учреждениях, а в сенате развились чисто судебные операции по апелляционному пересмотру и ревизии решений подчиненных ему судов, и вследствие смешения судебной власти с законодательной самые решения сената стали подлежать дальнейшему обжалованию, он постепенно утратил свое прежнее значение средоточия верховного надзора за судебным управлением и обратился в обыкновенную апелляционную и ревизионную инстанцию. При обсуждении основных начал судебного преобразования, меньшинство членов государственного совета предполагало сохранить и на будущее время этот апелляционный характер за судебными департаментами сената, подчинив их кассационным департаментам; но такое раздвоение одного и того же учреждения признано было неудобным и положено восстановить правительствующему сенату в новой степени чистоты и силы его древнее значение верховного блюстителя законов в судебном ведомстве, который сам не решает дел по существу, а следит только за законностью действий всех, подчиненных его надзору, судебных установлений (Жур. Соед. Д-в госуд. совета 28-го апр. — 30-го июля 1862 г., стр. 287—299).

По всем изложенным соображениям „власть судебная принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и правительствующему сенату, в качестве верховного кассационного суда“ (Учр. ст. 1). Ведомство мировых и общих судебных инстанций ограничивается особыми участками и округами, а ведомство сената распространяется на всю империю, по мере введения в ней новых судебных установлений (Учр. ст. 4).

Введение их началось с 1866 г., на основании высочайшего указа и положения о введении в действие судебных уставов, 19-го окт. 1865 г., и продолжается еще теперь. В настоящее время, под кассационным надзором двух департаментов сената (гражданского и уголовного), открытых в Петербурге, состоят общие и мировые суды, уже образованные вполне в округах 8-ми судебных палат: Петербургской, Московской, Харьковской, Тифлисской, Одесской, Казанской, Саратовской и Варшавской. Каждый округ палаты состоит из нескольких губерний и еще большего числа окружных судов; ведомство окружного суда обыкновенно распространяется на несколько уездов, а округи мировых съездов совпадают с уездами и делятся на участки, заведываемые участковыми мировыми судьями. Таким образом система новых судебных учреждений введена теперь почти на всем пространстве европейской России с Кавказом, за исключением только крайнего севера, западной полосы и губернии Астраханской, Оренбургской и Уфимской. На севере одна только Архангельская губерния остается до сих пор в стороне от реформы, тогда как часть Вологодской губернии получила уже новые судебные учреждения в полном их составе с причислением к округу Московской