Страница:Монастырские тюрьмы в борьбе с сектанством (Пругавин 1905).pdf/40

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Нѣкоторые узники всю жизнь сидѣли скованными въ цѣпяхъ. Эти цѣпи снимались съ нихъ только послѣ смерти… Страшное, кровавое время! Мрачнымъ, но, къ счастью, далекимъ призракомъ глядитъ оно на насъ.

VIII.

Въ виду того, что при описаніи условій ссылки и заточенія въ нашихъ монастыряхъ мы до сихъ поръ главнымъ образомъ основывались на свѣдѣніяхъ и данныхъ, относящихся лишь до Соловецкаго и Суздальскаго Спасо-Евфиміевскаго монастырей, у читателя можетъ явиться мысль, что только эти два монастыря и служили у насъ мѣстомъ ссылки и заточенія. Но такое предположеніе совершенно не соотвѣтствовало бы истинѣ, такъ какъ ссылка въ монастыри въ прежнія времена производилась у насъ на Руси въ самыхъ широкихъ размѣрахъ и притомъ за самыя разнообразныя преступленія.

Въ XVI—XVIII столѣтіяхъ весьма многіе изъ нашихъ монастырей играли роль государственныхъ тюремъ для заключенія въ нихъ всѣхъ наиболѣе важныхъ преступниковъ не только противъ церкви и религіи, но и противъ государства и правительства, противъ общественной нравственности и т. д. При этомъ ссылка въ монастыри, какъ извѣстно, нерѣдко сопровождалась насильнымъ постриженіемъ въ монашество. Мѣра эта особенно часто практиковалась по отношенію лицъ, подвергшихся ссылкѣ по мотивамъ политическаго или, вѣрнѣе, династическаго характера.

Обычай насильнаго постриженія перешелъ къ намъ, какъ и многіе другіе „лихіе“ обычаи, изъ Византіи.