Страница:Мораль с марксистской точки зрения (Луначарский, 1925).pdf/20

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


другие его положения с обязательной логикой и, стало-быть, в корне толстовства лежат признание наличия морали, неуменье объяснить ее естественным образом, нежелание объяснить ее так, а, напротив, потребность доказать, что мораль есть вещь не от мира сего и, как небо над землей, возвышается над всем земным и материальным.

Теперь посмотрим, как дело обстоит на самом деле, и спросим себя: а что, звери-то в самом ли деле эгоисты, или, может быть, у них тоже есть искра божия?

Толстой может обидеться на это, но я приведу простой пример: какое начало заставляет кошку кормить своих котят и защищать их от собаки вплоть до самопожертвования, даже курицу заставляет бросаться на ястреба, спасая своих цыплят? Курица есть живое существо, но так как в ней есть искра божественного огня, то эта искра и заставляет ее, при помощи категорического императива, поступать так, как всякая курица должна поступить на ее месте. Это очень натянуто. Было бы гораздо естественнее сказать таким образом: „Если бы курица своих цыплят не защищала, то порода кур скоро вывелась бы. Если бы детеныши родились беспомощными и если бы их не защищали всеми способами, то их истребили бы с самых первых дней“. Отсюда ясно, что простое приспособление для защиты вида — инстинкт —дает героическую храбрость для самоотверженной защиты своих детенышей. Совершенно так же, как подбор естественного развития создает известную систему аппаратов и орудий, который называется организмом, то же самое относится к инстинктам, в том числе к инстинкту самосохранения. У животных есть чувство большой солидарности; они живут стадами, обществами, и мы видим пример охраны взрослыми