Страница:Наемный Труд и Капитал (Женева, 1894).pdf/18

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


фабрику, гдѣ уже имѣются на-готовѣ всѣ необходимые для работы предметы: сырой матеріалъ, вспомогательные матеріалы (уголь, красильныя вещества и проч.), инструменты, машины. Тутъ рабочій начинаетъ работать. Положимъ, что онъ получаетъ, по прежнему, три марки въ день, — все равно, поденная или поштучная это плата. Положимъ далѣе, что рабочій, опять-таки по прежнему, впродолженіе двѣнадцати часовъ прибавляетъ своимъ трудомъ къ обрабатываемому сырому матеріалу новую стоимость въ шесть марокъ, которую капиталистъ превращаетъ въ наличныя деньги при продажѣ готоваго продукта. Изъ этихъ шести марокъ капиталистъ платитъ рабочему три, а остальныя три беретъ себѣ. Если рабочій за двѣнадцать часовъ создаетъ стоимость въ шесть марокъ, то за шесть часовъ онъ создаетъ стоимость въ три марки. Онъ, слѣдовательно, сполна отработалъ стоимость, заключающуюся въ полученныхъ имъ отъ капиталиста трехъ маркахъ заработной платы, уже послѣ первыхъ шести часовъ работы. Послѣ шестичасоваго труда капиталистъ и рабочій квиты, другъ другу не должны ни гроша.

— Стой! кричитъ теперь капиталистъ. Я нанялъ рабочаго на цѣлый день, на двѣнадцать часовъ. А шесть часовъ — это только половина дня. Живѣй же, опять за работу, пока не пройдутъ и остальные шесть часовъ — тогда мы будемъ квиты, не раньше! И рабочій въ самомъ дѣлѣ долженъ подчиниться "добровольно" заключенному контракту, по которому онъ обязался работать цѣлыхъ двѣнадцать часовъ за продуктъ труда, стоющій шесть часовъ.

То же самое происходитъ при поштучной платѣ. Положимъ, что нашъ рабочій изготовляетъ за 12 часовъ 12 штукъ товара. На каждую штуку выходитъ сыраго матеріалу, тратится машинъ и инструментовъ всего на двѣ марки, а продается каждая штука по двѣ съ половиной марокъ. Тогда капиталистъ, при прочихъ равныхъ условіяхъ, что прежде,


Тот же текст в современной орфографии

фабрику, где уже имеются наготове все необходимые для работы предметы: сырой материал, вспомогательные материалы (уголь, красильные вещества и проч.), инструменты, машины. Тут рабочий начинает работать. Положим, что он получает, по прежнему, три марки в день, — всё равно, поденная или поштучная это плата. Положим далее, что рабочий, опять-таки по прежнему, в продолжение двенадцати часов прибавляет своим трудом к обрабатываемому сырому материалу новую стоимость в шесть марок, которую капиталист превращает в наличные деньги при продаже готового продукта. Из этих шести марок капиталист платит рабочему три, а остальные три берет себе. Если рабочий за двенадцать часов создает стоимость в шесть марок, то за шесть часов он создает стоимость в три марки. Он, следовательно, сполна отработал стоимость, заключающуюся в полученных им от капиталиста трех марках заработной платы, уже после первых шести часов работы. После шестичасового труда капиталист и рабочий квиты, друг другу не должны ни гроша.

— Стой! кричит теперь капиталист. Я нанял рабочего на целый день, на двенадцать часов. А шесть часов — это только половина дня. Живей же, опять за работу, пока не пройдут и остальные шесть часов — тогда мы будем квиты, не раньше! И рабочий в самом деле должен подчиниться «добровольно» заключенному контракту, по которому он обязался работать целых двенадцать часов за продукт труда, стоящий шесть часов.

То же самое происходит при поштучной плате. Положим, что наш рабочий изготовляет за 12 часов 12 штук товара. На каждую штуку выходит сырого материалу, тратится машин и инструментов всего на две марки, а продается каждая штука по две с половиной марок. Тогда капиталист, при прочих равных условиях, что прежде,