Страница:Никифор. Библейская энциклопедия. 1891, репринт 1989.pdf/846

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
НАЕМНИКЪ—НОСЪ.


И когда Онъ сошелъ съ горы, пошло за Нимъ множество народа.

Іота (Mѳ. V, 18) — названіе буквы Греческаго алфавита — ι, по изображенію самой малой изъ всѣхъ буквъ въ алфавитѣ, въ родѣ нашего знака препинанія, коммы или запятой. Чтобъ нагляднѣе показать какъ важно въ законѣ Божіемъ и то, что по суду человѣческому представляется ничтожнымъ, Спаситель употребляетъ слѣдующее выраженіе: «Истинно говорю вамъ: доколѣ не прейдетъ небо и земля, ни одна іота или ни одна черта, не прейдетъ изъ закона, пока не исполнится все».

Наемникъ (Іов. VII, 1) — лице вступающее въ наемъ на служеніе на опредѣленное время, на день, или на годъ. По закону Моисееву, плата наемнику должна быть выплачиваема безостановочно (Лев. XIX, 13). «Онъ бѣденъ, прибавляетъ Законодатель, и надежду свою возлагаетъ на заработанную плату». На то обстоятельство, что время нашей жизни ограни­чено, указываетъ выразительно иносказательный языкъ книги Іова (VII, 1, XIV, 6). То слабое участіе, которое наемникъ принимаетъ въ дѣлахъ своего хозяина, сравнительно съ горячимъ участіемъ, которое принимаетъ добрый постоянный пастырь овецъ, служить прекраснымъ объясненіемъ одной изъ возвышенныхъ притчей Господа о добромъ пастырѣ и наемникѣ (Іоан. X, 12, 13). Наемникъ не подвергнетъ опасности своей жизни для обереженія чужой собственности.

Наростъ (I Цар. V, 6, 9) — названіе болѣзни посланной на Филистимлянъ. По мнѣнію нѣкоторыхъ, болѣзнь эта походила на нынѣшнюю болѣзнь геморрой, а другіе думали, что она была въ родѣ дезентеріи. LXX и Вульгата считаютъ болѣе правдоподобнымъ предположеніе первое, потому что одержимые этою болѣзнію дѣлали себѣ кожаныя сѣдалища, очевидно съ цѣлію уменьшить болѣзненныя страданія.

Нарѣзы на тѣлѣ (Лев. XIX, 28). У жрецовъ языческихъ народовъ молитвенный экстазъ или изступленіе выражались между прочимъ въ скаканіи, громкомъ крикѣ и самобичеваніи. Такъ пророки Ваала по требованію царя Ахава, въ присутствіи пророка Божія Иліи и народа, скакали предъ жертвенникомъ Ваала, кричали громкимъ голосомъ и «кололи себя по своему обыкновенію ножами и копьями, такъ что кровь лилась по нимъ» (III Цар. XVIII, 28). У евреевъ было въ обычаѣ выражать скорбь вообще раздраніемъ одежды, посыпаніемъ главы пепломъ, обритіемъ головы, обрѣзаніемъ бороды; въ частности скорбь по умершимъ вы­ражалась особеннымъ образомъ: евреи выстригали волосы надъ глазами, дѣлали надрѣзы на тѣлѣ и накладывали на себя письмена. Такого рода выраженіе скорби по умершемъ было запрещено закономъ (Лев. XIX, 28, Втор. XVI, 1); а священникамъ было возбранено и прикосновеніе къ умершимъ изъ народа своего, исключая самыхъ близкихъ родныхъ и также запрещено брить голову свою и подстригать край бороды своей и дѣлать нарѣзы на тѣлѣ (Лев. XXI, 1—6).

Нищета духовная (Mѳ. V, 3). Мы ничего своего не имѣемъ, но имѣемъ только то, что даруетъ Богъ, и что ничего добраго не можемъ сдѣлать безъ Божіей помощи и благодати, и потому должны вмѣнять себя за ничто и во всемъ прибѣгать къ милосердію Божію. Кратко, по изъясненію святаго Златоуста, нищета духовная есть смиренномудріе (Бес. на Mѳ. XV). Нищими духомъ могутъ быть и богатые, если помыслятъ, что видимое богатство есть тлѣнное и скоропреходящее, и что оно не замѣняетъ недостатка благъ духовныхъ.

Ноги (Исх. III, 5). Снимать обувь съ ногъ означало благоговѣніе и уваженіе къ мѣсту, или лицу (Іезек. XXIX, 17). Священники совершали службы Божіи безъ наружной обуви; и въ новѣйшія времена между восточными народами существуетъ обычай входить въ храмъ и къ властелину безъ обуви и по омовеніи ногъ. Омовеніе ногъ служило общимъ выраженіемъ гостепріимства (Быт. XVIII, 4) и совершалось обыкновенно слугами (I Цар. XXV, 41, Іоан. XIII, 5, 6). Въ книгѣ Притчей изображается человѣкъ «лукавый, нечестивый, который ходить съ лживыми устами, мигаетъ глазами своими, говорить ногами своими, даетъ знаки пальцами своими» (Притч. VI, 12, 13). Въ городѣ Смирнѣ омовеніе ногъ священниковъ отъ епископа представляетъ особенно умилительный обрядъ и служить точнымъ подражаніемъ примѣру Іисуса Христа (Іоан. XIII, 4—10). Тоже самое совершается и въ нашей Русской Церкви въ четвергъ, на Страстной недѣлѣ послѣ литургіи. Посреди церкви, на возвышенномъ амвонѣ, разоблачается святитель въ кругу двѣнадцати сидящихъ пресвитеровъ и слѣдуя словамъ Евангелія, громогласно читаемаго діакономъ, беретъ лентіонъ, возливаетъ воду въ умывальницу и омываетъ имъ ноги.

Носъ. Восточныя женщины имѣли обыкновеніе носить въ ноздряхъ перстни и кольца

847