Страница:Новый энциклопедический словарь. Том 1.pdf/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


3334
Абдулъ-Керимъ-паша — Абдуррахманъ-ханъ


Sultan A.-H. et son œuvre» (II., 1894); Hecquard, «La Turquie sous A.-H. II» (Брюссель, 1900); Dorys, «A.-H. intime» (II., 1901); B. Stern, «A.-H. II» (Будапештъ, 1901).

Б. В—въ.


Тот же текст в современной орфографии

Sultan A.-H. et son œuvre» (II., 1894); Hecquard, «La Turquie sous A.-H. II» (Брюссель, 1900); Dorys, «A.-H. intime» (II., 1901); B. Stern, «A.-H. II» (Будапешт, 1901).

Б. В—в.


Абдулъ-Керимъ-паша, турецкій генералъ и политическій дѣятель, 1807—1885. Учился въ Вѣнѣ, служилъ въ турецкой арміи; во время крымской кампаніи командовалъ анатолійской арміей, въ 1862 г. участвовалъ подъ командой Омера-паши въ поход противъ Черногоріи, въ 1867—1868 гг. во время возстанія на Критѣ командовалъ обсерваціоннымъ корпусомъ въ Өессаліи, потомъ былъ нѣсколько разъ то военнымъ министромъ, то министромъ полиціи, работалъ надъ реорганизаціей арміи по европейскимъ образцамъ и открылъ нѣсколько военно - учебныхъ заведеній; онъ приглашалъ въ армію инструкторовъ изъ-за границы. Въ 1876 г., во время войны съ Сербіей, онъ былъ назначенъ главнокомандующимъ и провелъ войну съ большимъ успѣхомъ. Въ 1877 г., командуя военными силами на Дунай, онъ проглядѣлъ переходъ черезъ Дунай русской арміи и принужденъ былъ къ отступленію; за это 23 іюля 1877 г. онъ лишенъ командованія и сосланъ на Лемносъ, гдѣ и умеръ.


Тот же текст в современной орфографии

Абдул-Керим-паша, турецкий генерал и политический деятель, 1807—1885. Учился в Вене, служил в турецкой армии; во время крымской кампании командовал анатолийской армией, в 1862 г. участвовал под командой Омера-паши в поход против Черногории, в 1867—1868 гг. во время восстания на Крите командовал обсервационным корпусом в Фессалии, потом был несколько раз то военным министром, то министром полиции, работал над реорганизацией армии по европейским образцам и открыл несколько военно - учебных заведений; он приглашал в армию инструкторов из-за границы. В 1876 г., во время войны с Сербией, он был назначен главнокомандующим и провел войну с большим успехом. В 1877 г., командуя военными силами на Дунай, он проглядел переход через Дунай русской армии и принужден был к отступлению; за это 23 июля 1877 г. он лишен командования и сослан на Лемнос, где и умер.


Абдулъ-Латифъ , см. Абдаллатыфъ.


Тот же текст в современной орфографии

Абдулъ-Латифъ , см. Абдаллатыф.


Абдулъ(а)-Марко, гл. кнезъ пожаревацкой нахіи за р. Моравой въ Сербіи, вмѣстѣ съ кнезомъ Ст. Добрняцомъ руководитель возстанія 1827 г. («абдулина буна») противъ «верховнаго кнеза» (1817) Милоша Обреновича. При поддержкѣ турецкаго паши въ Бѣлградѣ А.-Марко стремился къ полной независимости отъ Милоша. Предпріятіе не удалось; Милошъ отклонилъ пашу отъ помощи А.-Марко указаніемъ на связи повстанцевъ съ происходившимъ тогда въ Молдавіи и Валахіи движеніемъ «гетеріи» Ипсиланти.


Тот же текст в современной орфографии

Абдул(а)-Марко, гл. кнез пожаревацкой нахіи за р. Моравой в Сербии, вместе с кнезом Ст. Добрняцом руководитель восстания 1827 г. («абдулина буна») против «верховного кнеза» (1817) Милоша Обреновича. При поддержке турецкого паши в Белграде А.-Марко стремился к полной независимости от Милоша. Предприятие не удалось; Милош отклонил пашу от помощи А.-Марко указанием на связи повстанцев с происходившим тогда в Молдавии и Валахии движением «гетерии» Ипсиланти.


Абдулъ-Меджидъ, 31-й турецкій султан, сынъ и наслѣдникъ Махмуда II, родился въ 1823 г., вступилъ на престолъ 1 іюля 1839 г., умеръ 25 іюня 1861 г. А.-Меджидъ вступилъ на престолъ 16 лѣтъ отъ роду, тотчасъ послѣ пораженія при Низибѣ, нанесеннаго Мегеметомъ-Али Египетскимъ. Первые годы онъ находился подъ сильнѣйшимъ вліяніемъ своей матери, султанши-валиде (ум. 1853), и призваннаго имъ по указанію матери на постъ министра иностранныхъ дѣлъ сторонника реформъ Решида-паши. Воспитывавшійся при отцѣ учителями иностранцами, А.-Меджидъ представляетъ совершенно исключительное явленіе на турецкомъ тронѣ. Сторонникъ реформированія Турціи по европейскому образцу, какъ и его отецъ Махмудъ II, А.-Меджидъ, въ противопооожность послѣднему, стремился къ реформамъ не только ради политическаго усиленія Турціи и укрѣпленія своего трона, но также въ силу искренней привязанности и симпатіи къ болѣе культурнымъ формамъ жизни. Но, мягкій и гуманный по натурѣ, онъ былъ совершенно лишенъ той энергіи, той неразборчивости въ средствахъ, которыми отличался его отецъ. 2 ноября 1839 г. былъ опубликованъ хатти-шерифъ (манифестъ) Гюльханейскій, въ которомъ были провозглашены начала равенства человѣческой личности передъ закономъ, независимо отъ религіи и національности. Провести этотъ манифестъ въ жизнь въ полномъ объемѣ А.-Меджидъ былъ не въ состояніи. Все же за нимъ послѣдовалъ рядъ мѣръ, направленныхъ къ преобразованію государственнаго строя Турціи; онѣ извѣстны подъ общимъ именемъ танзиматъ (новое устройство, см. Турція). Если танзиматъ не далъ ни равноправія національностей, ни свободы личности, то все же онъ создалъ нѣкоторый внѣшній порядокъ и содѣйствовалъ военному и политическому усиленію Турціи. Ему же содѣйствовало торжество Турціи въ войнѣ съ Россіей, достигнутое ею благодаря союзу съ Франціей и Англіей. Послѣ войны Турція была принята въ европейскій концертъ и допущена на Парижскій конгрессъ. А.-Меджидъ принялъ титулъ императора и его величества, подражая въ этомъ отношеніи европейскомъ монархамъ. Съ Египтомъ Турція уладила свои отношенія еще въ 1840 г., при посредничествѣ державъ, а послѣ смерти Мегемета Али, при Аббасѣ-пашѣ, она даже почти возвратила его въ прежнее подчиненіе. Тѣмъ не менѣе, Турція именно во время А.-Меджида получила отъ Николая I, и не безъ основанія, прозвище «больного человѣка»; такимъ она осталась и послѣ смерти А.-Меджида. При всѣхъ благородныхъ чертахъ А.-Меджида печальное вліяніе на политику интригъ гарема продолжалось; финансовъ поправить А.-Меджидъ не могъ, избавиться отъ зависимости отъ иностранныхъ державъ — тоже. Для личности А.-Меджида чрезвычайно характеренъ его отвѣтъ Австріи, потребовавшей отъ него въ 1850 г. (при поддержкѣ Россіи) выдачи политическихъ эмигрантовъ. А.-Меджидъ отвѣтилъ, что религіозныя убѣжденія мѣшаютъ ему нарушить долгъ гостепріимства; конечно, этотъ отвѣтъ А.-Меджидъ могъ дать, только имѣя опору въ Англіи.

В. В—въ.


Тот же текст в современной орфографии

Абдул-Меджид, 31-й турецкий султан, сын и наследник Махмуда II, родился въ 1823 г., вступил на престол 1 июля 1839 г., умер 25 іюня 1861 г. А.-Меджидъ вступил на престол 16 лет от роду, тотчас после поражения при Низибе, нанесенного Мегеметом-Али Египетским. Первые годы он находился под сильнейшим влиянием своей матери, султанши-валиде (ум. 1853), и призванного им по указанию матери на пост министра иностранных дел сторонника реформ Решида-паши. Воспитывавшийся при отце учителями иностранцами, А.-Меджид представляет совершенно исключительное явление на турецком троне. Сторонник реформирования Турции по европейскому образцу, как и его отец Махмуд II, А.-Меджид, в противоположность последнему, стремился к реформам не только ради политического усиления Турции и укрепления своего трона, но также в силу искренней привязанности и симпатии к более культурным формам жизни. Но, мягкий и гуманный по натуре, он был совершенно лишен той энергии, той неразборчивости в средствах, которыми отличался его отец. 2 ноября 1839 г. был опубликован хатти-шериф (манифест) Гюльханейский, в котором были провозглашены начала равенства человеческой личности перед законом, независимо от религии и национальности. Провести этот манифест в жизнь в полном объеме А.-Меджид был не в состоянии. Все же за ним последовал ряд мер, направленных к преобразованию государственного строя Турции; они известны под общим именем танзимат (новое устройство, см. Турция). Если танзимат не дал ни равноправия национальностей, ни свободы личности, то все же он создал некоторый внешний порядок и содействовал военному и политическому усилению Турции. Ему же содействовало торжество Турции в войне с Россией, достигнутое ею благодаря союзу с Францией и Англией. После войны Турция была принята в европейский концерт и допущена на Парижский конгресс. А.-Меджид принял титул императора и его величества, подражая в этом отношении европейском монархам. С Египтом Турция уладила свои отношения еще в 1840 г., при посредничестве держав, а после смерти Мегемета Али, при Аббасе-паше, она даже почти возвратила его в прежнее подчинение. Тем не менее, Турция именно во время А.-Меджида получила от Николая I, и не без основания, прозвище «больного человека»; таким она осталась и после смерти А.-Меджида. При всех благородных чертах А.-Меджида печальное влияние на политику интриг гарема продолжалось; финансов поправить А.-Меджид не мог, избавиться от зависимости от иностранных держав — тоже. Для личности А.-Меджида чрезвычайно характерен его ответ Австрии, потребовавшей от него в 1850 г. (при поддержке России) выдачи политических эмигрантов. А.-Меджид ответил, что религиозные убеждения мешают ему нарушить долг гостеприимства; конечно, этот ответ А.-Меджидъ мог дать, только имея опору в Англии.

В. В—в.


Абдуррахманъ или Абд-ар-рахманъ I Пришлецъ (756—788) и Абд-ар-рахманъ III Побѣдоносный (912—961), выдающиеся государи изъ династіи омейядскихъ халифовъ въ Испаніи. — См. Омейяды.


Тот же текст в современной орфографии

Абдуррахман или Абд-ар-рахман I Пришлец (756—788) и Абд-ар-рахман III Победоносный (912—961), выдающиеся государи из династии омейядских халифов в Испании. — См. Омейяды.


Абдуррахманъ-ханъ, эмиръ афганскій, 1844—1901, сынъ Афцалъ-хана, внукъ Достъ-Мохамшеда, перваго эмира изъ рода Баракзаи. Уже въ ранней молодости онъ проявилъ свои способности въ междоусобной войнѣ за престолъ между Ширъ-Али и его братьями. Его отецъ Афцалъ, утвердившись на престолѣ, помирился съ Ширъ-Али и сталъ относиться подозрительно къ Абдуррахману, что заставило послѣдняго бѣжать въ Бухару. Когда Ширъ-Али свергнулъ Афцала и заключилъ его въ тюрьму, А., вмѣстѣ со своимъ дядей Мохаммедъ - Азимомъ, поднялъ возстаніе на югѣ Афганистана; они овладѣли Кабуломъ, разбили эмира и возвели вновь на престолъ Афцала (1867). Вскорѣ Афцалъ умеръ, и ему наслѣдовалъ Азимъ, назначившій А. генералъ-губернаторомъ афганскаго Туркестана. Въ концѣ 1868 г. Ширъ-Али удалось вновь захватить прѣстолъ; эмиръ и его племянникъ бѣжали въ Персію, гдѣ Азимъ и умеръ. А. отправился въ Самаркандъ, гдѣ прожилъ до 1880 года, получая отъ русскаго правительства субсидію. Когда, послѣ смерти Ширъ-Али, онъ по совѣту русскихъ властей, снабдившихъ его небольшимъ количествомъ оружія и денегъ, перешелъ въ афганскій Туркестанъ, англійское правительство воспользовалось его появленіемъ, чтобы выйти изъ затруднительнаго положенія, созданнаго 2-й афганской войной и вынужденнымъ отреченіемъ отъ престола эмира Якубъ-хана, сына Ширъ-Али. А. была предложена власть надъ Афганистаномъ (кромѣ Кандагара), подъ условіемъ подчиненія его внѣшней политики англійскому контролю. Англійское правительство гарантировало неприкосновенность его владѣній и помощь на случай нападенія на его государство безъ повода съ его стороны (въ виду имѣлась Россія). А. принялъ эти условія и на собраніи старѣйшинъ и членовъ царствующаго дома (дурбаръ) 22 іюля 1880 года былъ провозглашенъ эмиромъ. Его царствованіе отмѣчено реформированіемъ арміи по европейскому образцу и нѣкоторыми реформами въ управленіи, не помѣшавшими А. оставаться жестокимъ и мстительнымъ деспотомъ. Его мечты о созданіи сильнаго


Тот же текст в современной орфографии

Абдуррахман-хан, эмир афганский, 1844—1901, сын Афцал-хана, внук Дост-Мохамшеда, первого эмира из рода Баракзаи. Уже в ранней молодости он проявил свои способности в междоусобной войне за престол между Шир-Али и его братьями. Его отец Афцал, утвердившись на престоле, помирился с Шир-Али и стал относиться подозрительно к Абдуррахману, что заставило последнего бежать в Бухару. Когда Шир-Али свергнул Афцала и заключил его в тюрьму, А., вместе со своим дядей Мохаммед - Азимом, поднял восстание на юге Афганистана; они овладели Кабулом, разбили эмира и возвели вновь на престол Афцала (1867). Вскоре Афцал умер, и ому наследовал Азим, назначивший А. генерал-губернатором афганского Туркестана. В конце 1868 г. Шир-Али удалось вновь захватить престол; эмир и его племянник бежали в Персию, где Азим н умер. А. отправился в Самарканд, где прожил до 1880 года, получая от русского правительства субсидию. Когда, после смерти Шир-Али, он по совету русских властей, снабдивших его небольшим количеством оружия и денег, перешел в афганский Туркестан, английское правительство воспользовалось его появлением, чтобы выйти из затруднительного положения, созданного 2-й афганской войной и вынужденным отречением от престола эмира Якуб-хана, сына Шир-Али. А. была предложена власть над Афганистаном (кроме Кандагара), под условием подчинения его внешней политики английскому контролю. Английское правительство гарантировало неприкосновенность его владений и помощь на случай нападения на его государство без повода с его стороны (в виду имелась Россия). А. принял эти условия и на собрании старейшин и членов царствующего дома (дурбар) 22 июля 1880 года был провозглашен эмиром. Его царствование отмечено реформированием армии по европейскому образцу и некоторыми реформами в управлении, не помешавшими А. оставаться жестоким и мстительным деспотом. Его мечты о создании сильного